I want to break free…Что не так с финалом «Шерлока»?
Что не так с финалом «Шерлока»? По сути, может быть и
ничего. Ну разве что кроме моего собственного абсолютно сконфуженного
состояния. До сих пор не могу разобраться, что же произошло. И вовсе не в
сериале. Скорее, что же произошло с сериалом. *в тексте будут спойлеры*
Писать о своей любви к первым двум сезонам «Шерлока» я могу
очень долго. Эти шесть серий мне кажутся чуть ли не превосходным примером
умного повествования, обладающего острым шармом ярких персонажей и тонкостью
колких шуток. Уже сейчас, оглядываясь на эти сезоны с высоты (бессмысленно?) прожитых
лет в компании двух последующих сезонов и одного наркоманского спец.выпуска,
мне приходится наблюдать вот такие свои умозаключения:
Первый и второй сезоны «Шерлока» стояли на оригинальной
переработке рассказов сэра Артура Конан Дойля, их красивой адаптации к
современному миру; на добротно-исполненном сценарии, где каждая сцена по-своему
увлекательна, и каждый диалог имеет смысл (иногда с рядом подтекстов); на
колоритных персонажах, каждый из которых запоминался сразу же, и тут же
вызывал неподдельный интерес; на шикарной визуальной составляющей, которая
помогала детективной линии выглядеть не просто двигателем сюжета, но и быть
фактически самостоятельным персонажем, поскольку мыслительный процесс Шерлока
Холмса, который демонстрировался визуально, был этого достоин; на прекрасной
музыкальной теме; и, конечно же, на любви создателей этого сериала к рассказам
о Шерлоке Холмсе и авантюрным экспериментам (поскольку перенесение легендарного
детектива в современный мир в 2010-ом выглядело поистине авантюрным экспериментом).
В третьем же и четвертом сезонах, на мой взгляд, от всего
вышеперечисленного остались лишь персонажи (частично), визуальный аспект (в
уменьшенном количестве) и музыкальная тема, которая как и прежде в строю… Рассказы
Конан Дойля по большей части стали лишь отсылочками для любителей оригинальных
историй, сценарий все чаще отходил от первоисточника и складывался из
фансервиса в угоду возросшей аудитории, юмор перешел в разряд хохотушек и
капустников (это больше к третьему сезону относится), а спекуляции на тему
Мориарти-жив-Мориарти-мертв стали чуть ли не единственной движущей силой шоу,
на которой оно и держалось пять… ну, ладно, пусть три последних года, но в
итоге рухнуло…
Нет, четвертый сезон (а собственно о нем и хотелось поговорить)
делал отчаянные попытки вернуться к атмосфере первых двух сезонов. Бугагашеньку
в стиле «Джон, сбрей усы» или «мне нужна помощь в написании речи шафера,
вызывайте подмогу на Бейкер-стрит» с борта сбросили. Однако прежней высоты
полета шоу так и не набрало. На мой (очевидно совершенно зажравшийся) взгляд,
шоураннеры «Шерлока» сделали шаг в сторону от своей оригинальной задумки
(приключения Шерлока Холмса, перенесенные со страниц рассказов сэра Конан Дойля
в современный мир), и пошли по пути привлечения наибольшего количества
зрителей, заигрывания с аудиторией, превратив один из самых умных телевизионных
проектов в поставщика мемов и гифок для аудитории, которая может спокойно
смотреть сериал одним глазом, а вторым наблюдать тусовку в твиттере, где в
режиме живого времени обсуждаются самые подходящие для этих самых мемов
моменты. И я веду не к тому, что тусовка в твиттере – это зло. Что вы, что вы…
Нет-нет. Твиттер – это особая среда. О ней я смутно не выражаюсь, поскольку
чаще других соц.сетей предпочитаю твиттер в качестве места для времяпровождения
в сети. Все дело в том, что первые сезоны «Шерлока»
были столь хороши собой в плане сценария и сюжета, что смотреть их и строчить
одновременно в твиттер – богохульство. Еще и не разумно, поскольку запросто
можно упустить важную деталь. Раньше, когда трава была зеленее, сериал заставлял
и своего зрителя быть умнее, внимательнее, «Шерлок» буквально провозглашал, что
«brainy is the new sexy»…
А потом сексуальным стало облизывание дула пистолета, а умным – выдумывание несуществующих
родственников Холмсов.
Четвертый сезон подавал надежды в начале первого эпизода. Но
уже к финалу стал эти надежды самолично гасить. Нелепость смерти Мэри Ватсон,
ее наличие в чертогах разума Джона, которые внезапно объявились, Шерлок,
который не помнит свою сестру, но помнит собаку, с которой не знает, что
случилось… Собака, которая на самом деле мальчик, которого сестра Холмсов еще в
пятилетнем возрасте утопила в колодце (в то время Шерлок был еще мал, полиции не помогал, потому, очевидно, колодец
так и не нашли, как не нашли и мальчика… хотя создалось впечатление, что не
больно-то и искали его… подумаешь, одним человеком меньше, люди ведь все равно
то и делают, что умирают… Хотя, подождите, это ж логика Мориарти, а тут вроде
как про семью Холмсов говорим)… Да и сама семья Холмсов… У них образовалось
родовое поместье (отсылочка к «Обряду Дома Месгрейвов» практически такая же
корявая, как и шесть Тэтчер, которые кивали в сторону «Шести Наполеонов», но их
кивки родом из Тбилиси выдались сомнительными…), и у них образовалась дочь,
которая родилась уже чуть ли не со сверхъестественными способностями (во всяком
случае Майкрофт поначалу на это намекал, раз уж девочка видела, каким Майкрофт
вырастет, да и в финале Эвер (Эвр?) уходит в «иной мир», погружаясь в себя. Но
в промежутках между этим, ее хватает лишь на то, чтобы гипнотизировать людей,
сидя в заточении, да устраивать квесты для братьев, в которых неминуемо будут
убиты никому не нужные персонажи массовки)…
Знаю, что последние пару абзацев стали практически
бессвязным набором текста, странного содержания, однако именно так в моей голове
выглядит итог сериала «Шерлок». Нечто бессвязное, что можно воспринимать лишь
не задаваясь вопросами, ибо как только за это неблагодарное дело берешься –
сезон разваливается на части. Но разве не задаваться вопросами нас приучил «Шерлок»
изначально? Странно, поскольку, чем дальше в лес, тем больше дров… Чем больше
задаешься вопросами, тем больше их становится. Сериал путается в своих же
собственных хитросплетениях, которые под конец выглядят просто нагромождением
сценарных изысков, не сочетающихся меж собой. Вишенкой на торте безобразия
послужил, естественно единственный и неповторимый любитель шикарных костюмов и
лучшей музыки на свете, Джим Мориарти. Именно на персонаже Мориарти совершенно
бессовестным образом основывалась добрая часть рекламы сезона, на его же (ныне
обретшей всемирную славу) фразе «miss me?» продолжались спекуляции с самого начала четвертого сезона.
Но в итоге, кот Шредингера все-таки скорее мертв, чем жив, так что Мориарти хоть и появляется в финальном эпизоде четвертого сезона, но всего на две минутки, да и
то пять лет тому назад (ведь не появиться вовсе он не мог, раз уж на его
возвращении держалась сюжетная арка еще с 2014-го)… На этом все. Его связь с
сестрой Холмсов не обыграна и вовсе. Ну каков в ней был толк? Как Джим
воспользовался информацией о Рыжей Бороде? Разве что обмолвился, что «убивает
не падение, а приземление», подразумевая странные аналогии Эвер Холмс о
маленькой девочке в самолете? Чтобы моя
болтовня не была уж совсем голословной, вот допустим таков мой вариант развития
того же самого сюжета: не Эвер Холмс выкручивает руки Майкрофту, чтобы выбрать
себе чудо рождественский подарок в виде пяти минут наедине с Джимом Мориарти, а
напротив Джим Мориарти, который много чего знает о Шерлоке, благодаря тому же
Майкрофту, выкручивает ему руки (или любые иные части тела в переносном смысле)
и напрашивается на свидание с сестрицей в заточении, где рассказывает ей в той
или иной степени свой план, частью которого Эвер должна стать после смерти
Мориарти. Джим записывает все свои послания и благословляет Эвер Холмс
продолжить его игру (ведь это так интересно, чтобы Холмс играл на стороне
Мориарти против другого Холмса… ну разве не красота?). К тому же, такой вариант
событий был бы логичен даже с прагматичной точки зрения. Зритель знаком с персонажем
Мориарти и любит его уже не протяжении многих лет, в то время, как Эвер –
совершенно новый персонаж (во всех смыслах слова). Когда новый персонаж
является частью истории и плана персонажа хорошо знакомого – это куда более
жизнеспособно, чем когда персонаж хорошо известный внезапно оказывается часть
игры персонажа нового, с которым еще и познакомиться зритель толком не успел…
Или я слишком много себе позволяю?
Может, и многое я себе позволяю, учитывая, что ничего
подобного феноменальному «Шерлоку» я по сей день не создала. Но разум мой
(каким бы пограничным он ни был) находится в расстроенных чувствах, поскольку
финал «Шерлока» (а ведь мы действительно говорим о финале. Да?) выдался не
таким, каким мне хотелось его видеть. Не было и намека на продолжение игры
Джима Мориарти, чья гениальность таки трагически оборвалась в финале второго
сезона. Никаких детективных хитросплетений. Эвер Холмс, родившаяся где-то в недрах фантазии
господ Моффата и Гэтисса, оказалась лишь частью угрюмого квеста в закрытом
помещении, что могло бы быть недурно в качестве промежуточного эпизода, но не
финала истории…
Что Мэри Ватсон
невероятно умна даже в голове у Джона, что миссис Хадсон – эталон женщины на
пенсии, что Джим Мориарти написал сказку «Голодный Ослик», и что если в финале
сериала показать, как Шерлок и Джон вместе растят Роузи, с благословения
видео-послания Мэри, то с рук сценаристам может сойти любая ересь, поскольку
бьющийся в конвульсиях, от экстаза лицезреть Джонлока на экране, зритель
простит или просто проморгает всё. Ах да, ну и еще тот факт, что я продолжаю
эмоционально деградировать, и способна отторгать даже дорогие моему сердцу
сериалы, когда мне начинает казаться что они делают что-то не так, как мне
кажется они должны это что-то делать.
Я все еще люблю первые два сезона «Шерлока».
Буду продолжать пересматривать их десятками раз, возможно, следуя уже
сложившейся традиции, стану делать это в новогодние праздники. Я буду
продолжать нахваливать первые два сезона, превознося их вклад в историю
кинематографа и в развитие телевизионных шоу. Я постараюсь выхватить все самое
лучшее из последующих сезонов, и сконцентрировать свою добрую память именно на
этом. И я буду надеяться, что через 20 лет Стивену Моффату и Марку Гэттису не
придет в голову идея вернуть Шерлока Холмса и Джона Ватсона на экраны, чтобы
показать их мирную жизнь, которую внезапно нарушит появление чрезвычайно
хитрого и опасного молодого криминального ума, коим внезапно станет Роузи
Ватсон, выращенная своими папочками (биологическим и крестным, я имела в виду,
если что) военным доктором, так морально и не вернувшимся с войны, и
наркоманом, который расследует преступления ради кайфа, а так же обладающая
генами своей матери чрезвычайно одаренной наёмницы…
Комментарии