I want to break free…Что не так с финалом «Шерлока»?

         Что не так с финалом «Шерлока»? По сути, может быть и ничего. Ну разве что кроме моего собственного абсолютно сконфуженного состояния. До сих пор не могу разобраться, что же произошло. И вовсе не в сериале. Скорее, что же произошло с сериалом. *в тексте будут спойлеры*
         Писать о своей любви к первым двум сезонам «Шерлока» я могу очень долго. Эти шесть серий мне кажутся чуть ли не превосходным примером умного повествования, обладающего острым шармом ярких персонажей и тонкостью колких шуток. Уже сейчас, оглядываясь на эти сезоны с высоты (бессмысленно?) прожитых лет в компании двух последующих сезонов и одного наркоманского спец.выпуска, мне приходится наблюдать вот такие свои умозаключения:
Первый и второй сезоны «Шерлока» стояли на оригинальной переработке рассказов сэра Артура Конан Дойля, их красивой адаптации к современному миру; на добротно-исполненном сценарии, где каждая сцена по-своему увлекательна, и каждый диалог имеет смысл (иногда с рядом подтекстов); на колоритных персонажах, каждый из которых запоминался сразу же, и тут же вызывал неподдельный интерес; на шикарной визуальной составляющей, которая помогала детективной линии выглядеть не просто двигателем сюжета, но и быть фактически самостоятельным персонажем, поскольку мыслительный процесс Шерлока Холмса, который демонстрировался визуально, был этого достоин; на прекрасной музыкальной теме; и, конечно же, на любви создателей этого сериала к рассказам о Шерлоке Холмсе и авантюрным экспериментам (поскольку перенесение легендарного детектива в современный мир в 2010-ом выглядело поистине авантюрным экспериментом).  
             В третьем же и четвертом сезонах, на мой взгляд, от всего вышеперечисленного остались лишь персонажи (частично), визуальный аспект (в уменьшенном количестве) и музыкальная тема, которая как и прежде в строю… Рассказы Конан Дойля по большей части стали лишь отсылочками для любителей оригинальных историй, сценарий все чаще отходил от первоисточника и складывался из фансервиса в угоду возросшей аудитории, юмор перешел в разряд хохотушек и капустников (это больше к третьему сезону относится), а спекуляции на тему Мориарти-жив-Мориарти-мертв стали чуть ли не единственной движущей силой шоу, на которой оно и держалось пять… ну, ладно, пусть три последних года, но в итоге рухнуло…
         Нет, четвертый сезон (а собственно о нем и хотелось поговорить) делал отчаянные попытки вернуться к атмосфере первых двух сезонов. Бугагашеньку в стиле «Джон, сбрей усы» или «мне нужна помощь в написании речи шафера, вызывайте подмогу на Бейкер-стрит» с борта сбросили. Однако прежней высоты полета шоу так и не набрало. На мой (очевидно совершенно зажравшийся) взгляд, шоураннеры «Шерлока» сделали шаг в сторону от своей оригинальной задумки (приключения Шерлока Холмса, перенесенные со страниц рассказов сэра Конан Дойля в современный мир), и пошли по пути привлечения наибольшего количества зрителей, заигрывания с аудиторией, превратив один из самых умных телевизионных проектов в поставщика мемов и гифок для аудитории, которая может спокойно смотреть сериал одним глазом, а вторым наблюдать тусовку в твиттере, где в режиме живого времени обсуждаются самые подходящие для этих самых мемов моменты. И я веду не к тому, что тусовка в твиттере – это зло. Что вы, что вы… Нет-нет. Твиттер – это особая среда. О ней я смутно не выражаюсь, поскольку чаще других соц.сетей предпочитаю твиттер в качестве места для времяпровождения в сети.  Все дело в том, что первые сезоны «Шерлока» были столь хороши собой в плане сценария и сюжета, что смотреть их и строчить одновременно в твиттер – богохульство. Еще и не разумно, поскольку запросто можно упустить важную деталь. Раньше, когда трава была зеленее, сериал заставлял и своего зрителя быть умнее, внимательнее, «Шерлок» буквально провозглашал, что «brainy is the new sexy»… А потом сексуальным стало облизывание дула пистолета, а умным – выдумывание несуществующих родственников Холмсов.
           
     Четвертый сезон подавал надежды в начале первого эпизода. Но уже к финалу стал эти надежды самолично гасить. Нелепость смерти Мэри Ватсон, ее наличие в чертогах разума Джона, которые внезапно объявились, Шерлок, который не помнит свою сестру, но помнит собаку, с которой не знает, что случилось… Собака, которая на самом деле мальчик, которого сестра Холмсов еще в пятилетнем возрасте утопила в колодце (в то время Шерлок был еще мал,  полиции не помогал, потому, очевидно, колодец так и не нашли, как не нашли и мальчика… хотя создалось впечатление, что не больно-то и искали его… подумаешь, одним человеком меньше, люди ведь все равно то и делают, что умирают… Хотя, подождите, это ж логика Мориарти, а тут вроде как про семью Холмсов говорим)… Да и сама семья Холмсов… У них образовалось родовое поместье (отсылочка к «Обряду Дома Месгрейвов» практически такая же корявая, как и шесть Тэтчер, которые кивали в сторону «Шести Наполеонов», но их кивки родом из Тбилиси выдались сомнительными…), и у них образовалась дочь, которая родилась уже чуть ли не со сверхъестественными способностями (во всяком случае Майкрофт поначалу на это намекал, раз уж девочка видела, каким Майкрофт вырастет, да и в финале Эвер (Эвр?) уходит в «иной мир», погружаясь в себя. Но в промежутках между этим, ее хватает лишь на то, чтобы гипнотизировать людей, сидя в заточении, да устраивать квесты для братьев, в которых неминуемо будут убиты никому не нужные персонажи массовки)…
Знаю, что последние пару абзацев стали практически бессвязным набором текста, странного содержания, однако именно так в моей голове выглядит итог сериала «Шерлок». Нечто бессвязное, что можно воспринимать лишь не задаваясь вопросами, ибо как только за это неблагодарное дело берешься – сезон разваливается на части. Но разве не задаваться вопросами нас приучил «Шерлок» изначально? Странно, поскольку, чем дальше в лес, тем больше дров… Чем больше задаешься вопросами, тем больше их становится. Сериал путается в своих же собственных хитросплетениях, которые под конец выглядят просто нагромождением сценарных изысков, не сочетающихся меж собой. Вишенкой на торте безобразия послужил, естественно единственный и неповторимый любитель шикарных костюмов и лучшей музыки на свете, Джим Мориарти. Именно на персонаже Мориарти совершенно бессовестным образом основывалась добрая часть рекламы сезона, на его же (ныне обретшей всемирную славу) фразе «miss me?» продолжались спекуляции с самого начала четвертого сезона. Но в итоге, кот Шредингера все-таки скорее мертв, чем жив, так что Мориарти хоть и появляется в финальном эпизоде четвертого сезона, но всего на две минутки, да и то пять лет тому назад (ведь не появиться вовсе он не мог, раз уж на его возвращении держалась сюжетная арка еще с 2014-го)… На этом все. Его связь с сестрой Холмсов не обыграна и вовсе. Ну каков в ней был толк? Как Джим воспользовался информацией о Рыжей Бороде? Разве что обмолвился, что «убивает не падение, а приземление», подразумевая странные аналогии Эвер Холмс о маленькой девочке в самолете?  Чтобы моя болтовня не была уж совсем голословной, вот допустим таков мой вариант развития того же самого сюжета: не Эвер Холмс выкручивает руки Майкрофту, чтобы выбрать себе чудо рождественский подарок в виде пяти минут наедине с Джимом Мориарти, а напротив Джим Мориарти, который много чего знает о Шерлоке, благодаря тому же Майкрофту, выкручивает ему руки (или любые иные части тела в переносном смысле) и напрашивается на свидание с сестрицей в заточении, где рассказывает ей в той или иной степени свой план, частью которого Эвер должна стать после смерти Мориарти. Джим записывает все свои послания и благословляет Эвер Холмс продолжить его игру (ведь это так интересно, чтобы Холмс играл на стороне Мориарти против другого Холмса… ну разве не красота?). К тому же, такой вариант событий был бы логичен даже с прагматичной точки зрения. Зритель знаком с персонажем Мориарти и любит его уже не протяжении многих лет, в то время, как Эвер – совершенно новый персонаж (во всех смыслах слова). Когда новый персонаж является частью истории и плана персонажа хорошо знакомого – это куда более жизнеспособно, чем когда персонаж хорошо известный внезапно оказывается часть игры персонажа нового, с которым еще и познакомиться зритель толком не успел… Или я слишком много себе позволяю?
             Может, и многое я себе позволяю, учитывая, что ничего подобного феноменальному «Шерлоку» я по сей день не создала. Но разум мой (каким бы пограничным он ни был) находится в расстроенных чувствах, поскольку финал «Шерлока» (а ведь мы действительно говорим о финале. Да?) выдался не таким, каким мне хотелось его видеть. Не было и намека на продолжение игры Джима Мориарти, чья гениальность таки трагически оборвалась в финале второго сезона. Никаких детективных хитросплетений. Эвер Холмс, родившаяся где-то в недрах фантазии господ Моффата и Гэтисса, оказалась лишь частью угрюмого квеста в закрытом помещении, что могло бы быть недурно в качестве промежуточного эпизода, но не финала истории…

Что я для себя вынесла из финала «Шерлока»?
Что Мэри Ватсон невероятно умна даже в голове у Джона, что миссис Хадсон – эталон женщины на пенсии, что Джим Мориарти написал сказку «Голодный Ослик», и что если в финале сериала показать, как Шерлок и Джон вместе растят Роузи, с благословения видео-послания Мэри, то с рук сценаристам может сойти любая ересь, поскольку бьющийся в конвульсиях, от экстаза лицезреть Джонлока на экране, зритель простит или просто проморгает всё. Ах да, ну и еще тот факт, что я продолжаю эмоционально деградировать, и способна отторгать даже дорогие моему сердцу сериалы, когда мне начинает казаться что они делают что-то не так, как мне кажется они должны это что-то делать.  


Подводим итог: 
Я все еще люблю первые два сезона «Шерлока». Буду продолжать пересматривать их десятками раз, возможно, следуя уже сложившейся традиции, стану делать это в новогодние праздники. Я буду продолжать нахваливать первые два сезона, превознося их вклад в историю кинематографа и в развитие телевизионных шоу. Я постараюсь выхватить все самое лучшее из последующих сезонов, и сконцентрировать свою добрую память именно на этом. И я буду надеяться, что через 20 лет Стивену Моффату и Марку Гэттису не придет в голову идея вернуть Шерлока Холмса и Джона Ватсона на экраны, чтобы показать их мирную жизнь, которую внезапно нарушит появление чрезвычайно хитрого и опасного молодого криминального ума, коим внезапно станет Роузи Ватсон, выращенная своими папочками (биологическим и крестным, я имела в виду, если что) военным доктором, так морально и не вернувшимся с войны, и наркоманом, который расследует преступления ради кайфа, а так же обладающая генами своей матери чрезвычайно одаренной наёмницы…   

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Шеф Адам Джонс» или «Burnt»

Гагарин долетался, а ты допрыгаешься (с) Майор Гром.