Лучше позже, чем никогда. В прочем, время все равно не линейное, так что… Впечатления от просмотра «Прибытия» Дени Вильнёва и «Рыцаря Кубков» Терренса Малика.
«Прибытие» / «Arrival» 2016 реж. Дени Вильнёв
Если кто-нибудь осмелиться назвать «Прибытие» чуть ли не
лучшим фильмом года, с этим человеком не захочется спорить. В прочем, всё как
всегда упирается в дело вкуса, однако «Прибытие» явно является одной из самых
запоминающихся картин года, фильмом, который прежде всего вдохновляет и
воздействует на зрителя по средствам особого состояния своей
кинематографической души. А это что-то да значит…
Итак, сюжет у картины имеется довольно интригующий:
двенадцать космических кораблей внезапно (тихо и мирно) прибывают на Землю и
останавливаются в двенадцати разных точках земного шара. Правительство стран,
на территорию которых прибыли корабли, очень по-разному себя ведет в таких
условиях, а главная героиня фильма (лингвист, которая благодаря своим знаниям
уже однажды работала с военными США) оказывается приглашенной для секретной
работы, целью которой является выяснить, как общаться с пришельцами, чтобы
понять зачем они прибыли.
Сюжет плотно привязывает зрителя к истории главной героини,
в которой очень хочется разобраться, и попутно забрасывает вопросами и
предположениями о том, чем же закончится это тихое прибытие представителей
внеземной цивилизации в наш цивилизованный мир. Однако, не смотря на то, что
сюжет у фильма выглядит увесистым и вполне себе самостоятельным (не нуждающимся
в особых эффектах, чтобы привлечь внимание), он является далеко не главным в
этой ленте. Вот здесь (возможно) будет уместно сказать, что новый фильм Дени
Вильнёва по своему настроению и настрою витает где-то между Нолановским
«Интерстелларом» и рядом фильмов Терренса Малика последних лет (как удачно, что
дальше будем говорить о его фильме!). Само собой разумеется, что «Прибытие» не
является ни тем, ни другими, но, как и «Интерстеллар», «Прибытие» много говорит
о любви, связи родителей и детей, о том, насколько прямолинейно и незамысловато
мы видим и ощущаем жизнь, и что мы можем жить и ощущать по-другому. Как и
фильмы Малика (конечно, это сугубо мое мнение) картина Вильнёва охватывает
зрителя своим состоянием, особым состоянием, которое передается через экран и
фокусирует внимание именно на чувствах, ощущениях и эмоциях. Сюжет здесь словно
бы вторичен, несмотря на свою ясность и четкость (что наиболее всего и отличает
картину от полотен Малика, но об этом позже…). Фильм захватывает своей
неспешностью, но обстоятельностью повествования, однако лишь до той поры, пока
настроение фильма не завладеет зрителем, и с тех пор важны будут лишь ощущения
от просмотра картины.
Безусловно любителям бодрой космической фантастики этот
фильм покажется сонным царством философа-балабола, который разглагольствует о
понятии времени, заигрываясь в инопланетные манеры общения, ради пущего
эффекта. Но если вы не рассчитываете погрузиться в мир резвых приключений, но
настроены погрузиться во вдумчивый кинематографический мир, приправленный
современной картинкой, но который прежде всего не развлекает глаза, а дает возможность
задуматься о том… о сём… о нашей странной жизни, то безусловно «Прибытие»
произведет на вас впечатление.
Смотреть если:
- Любите побаловать свой мыслительный процесс хорошим фильмом для раздумий.
- Рады увидеть Эми Адамс и Джереми Реннера вне ролей Лойс Лейн и Клинта Бартона.
- Всегда мечтали пообщаться с пришельцами.
- Вам интересно посмотреть фильм о прибытии инопланетян, которые достаточно развиты, чтобы не иметь желания захватывать/порабощать/уничтожать землян и эту планету.
Если не смотреть, то потому что:
- Вы устали от «псевдо-научности» в фильмах, потому что вы «сами с усами» и вам и самим всё ясно.
Рейтинги на день написания поста:
Кинопоиск: 7.874
IMDb: 8.40
«Рыцарь Кубков» / «Knight of Cups» 2014 реж. Терренс Малик
Начинать говорить о новом (спустя два года после выхода, он
все еще новый для нас) фильме Терренса Малика нужно, пожалуй, с выяснения
отношений с его предыдущими работами. «Рыцарь Кубков» очень плавно и с завидным
постоянством в своей манере повествования продолжает характер таких фильмов,
как «Древо Жизни» и «К Чуду». Стало быть, если вам эти картины пришлись по
вкусу, то можно смело приступать к просмотру «Рыцаря Кубков» и он оставит по
себе такие же размытые, но одухотворенные впечатления.
Как я уже говорила чуть выше, фильмы Малика берут именно
своим состоянием, состоянием в которое они способны погрузить зрителя. В этом мне
удалось увидеть сходство с картиной Вильнёва, где состояние зрителя, его
ощущения важнее сюжета. Однако, в этом же кроется и кардинальное отличие
фильмов Малика от любых других фильмов-состояний – здесь сюжет не просто не
играет партию первой скрипки, он в принципе не важен. Номинально он есть, и его
даже можно описать, но его присутствие в картине кажется условностью,
формальностью, которую необходимо выдерживать, коль уж речь идет о
художественном кино.
«Рыцарь Кубков» по сути предлагает зрителю историю
сценариста, который живет в Лос-Анджелесе, фокусируя внимание на эпизодах из
его жизни, связанных с женщинами в его судьбе. На этом повествование о сюжете
завершается, поскольку более сказать просто не чего.
Вся лента – это закадровый текст, обрывки разговоров
персонажей, прекрасная музыка на фоне кинематографичных отрывков из жизни
главного героя и мысли, высказанные вслух или оставшиеся беззвучно витать в
воздухе. «Рыцарь Кубков» - это двухчасовая кино-медитация, эдакий уже
традиционный сеанс транс-состояния от Терренса Малика, впадая в который уже
трудно понять то ли кино ты смотришь, то ли книгу читаешь, то ли просто
выдумываешь картинки-сцены в своей голове, и думаешь о чем-то, думаешь и
думаешь…
«Рыцарь Кубков» - это замкнутое кинематографическое
пространство, зацикленное на самом себе, не жаждущее принятия и понимания. Его
невозможно смотреть, как можно смотреть любое другое кино, поскольку с
кинематографом его связывает разве что способ существования. Но если иметь к
тому предрасположенность, да еще и желание в придачу, то в мир «Рыцаря Кубков»
можно погрузиться с головой (точно так же, как и в предыдущие работы Малика).
Что каждый зритель увидит в этом фильме – результат лишь его мироощущения и
умозаключений. Однозначно одно – сочетание манеры повествования, красоты
кинематографа и великолепной классической музыки производят потрясающий эффект.
Терренс Малик знает это совершенно точно и снова использует, дабы сотворить
очередную абстрактную и завораживающую картину.
Смотреть если:
- Вы увлечены тем состоянием, которые дарят фильмы Малика (в частности любите картины «Древо Жизни» и «К чуду»).
- Кино-медитация – это одна из подходящих вам форм медитаций.
- Вы любите быть эстетом, ценителем неясного, но прекрасного.
- Актерский состав звучит внушительно.
Если не смотреть, то потому что:
- У вас трудности с восприятием нелинейного, эпизодического повествования, в котором сюжет не играет главной роли.
- Вы уже трижды засыпали на фильмах Малика в течении первых пятнадцати минут.
Рейтинги (как всегда очень «на любителя»):
Кинопоиск: 6.391
IMDb: 5.80
Комментарии