Тот неловкий момент, когда в фильме с названием «Бэтмен против Супермена» круче всего оказывается Чудо-Женщина…
И все бы было ничего, но не зря я
написала не «круче всех», а именно «круче всего». Потому что дело не в том, что
Чудо-Женщина смотрится сильнее Бэтса и Супса, дело в том, что Чудо-Женщина
смотрится сильнее всего фильма в целом…
Вообще, надо сказать что «Бэтмен
против Супермена: на заре справедливости» нехило так меня озадачил. Выход этого
фильма был ожидаемым событием на протяжении трех лет (трех лет, Карл! *извините
за вербальные мемы*), и на него возлагались особые надежды. Второй фильм
киновсленной DC,
который по большому счету дает вселенной основной старт, этот фильм был
множество раз преподнесен студией, как нечто поистине грандиозное, да ленту
буквально обещали сделать кинособытием года! И что в итоге? Фильм неплох, но не более того.
До похода в кино, лично я
предпочитала не обращать внимание на низкие рейтинги фильма, которые он получил
в первый день (предпоказов) от критиков. Да, картина вырисовывалась странная,
пользовательский рейтинг на imdb
демонстрировал среднюю оценку 9 из 10 (потом 8.9), зато rotten tomatoes (ресурс,
специализирующийся на выставлении рейтинга фильмам, основываясь на оценках
критиков и обозревателей) давал фильму рейтинг 39% из 100%. Редко бывают такие
гигантские разрывы во мнениях зрителей и критиков. Разница есть всегда, но на
моей памяти не всплывает более подобных ситуаций, когда пропасть между
зрительской и обозревательской оценкой была настолько глубока! И признаться
честно, я до последнего оставалась на стороне зрителей. В столь высокую оценку
как 9 из 10 я, конечно, не верила. Но так часто с фильмами и бывает, когда их
сильно ждут. Первые показы в основном собирают в зрительском зале самых
преданных поклонников, а они, поддаваясь фанатским эмоциям, выставляют высоченные баллы фильмам. Позже, после нескольких дней проката, или и вовсе
пары недель, оценка уменьшается, разбавляясь оценками менее предвзятых
зрителей, и рейтинг фильма приходит в норму, более-менее корректно отображая
его содержание в качестве усредненного оценочного рейтинга. Рейтинг фильмов на rotten tomatoes зачастую ниже,
нежели на том же imdb,
что вполне себе объяснимо спецификой ресурса, однако плюс-минус рейтинги на
этих сайтах показывали согласованность мнений. С «Бэтмен против Супермена» так
не сложилось с самого начала. Удивительно низкий рейтинг на rotten tomatoes мне
казался предвзятым и неправдоподобным явлением, и честное слово я готова была
поддержать идею о теории заговора против DC и Warner bros по подрыву фильма в
прокате… Но затем я сходила в кино…
День спустя (после первого дня в
прокате) рейтинг на imdb
начинает спадать. На утро сего дня (на момент написания этого текста) он
составляет 7.7 (вчера, как я говорила, был 8.9), на rotten tomatoes уже и вовсе
опустился до 31% (против вчерашних 39%)… Это похоже на замедленный пульс, он
становится все тише и тише… Киновселенная DC стартовала резко и подорвала здоровье. Паниковать, однако, не
стоит. Киновселенную не время хоронить, но призадуматься все-таки было бы
не лишним.
И здесь безусловно хотелось бы
сказать, что первый блин, он всегда комом. Да только вот первым блином
киновселенной DC был «Человек
из стали» в 2013-ом году. Я не могу сказать, что фильм тогда мне не понравился.
Нет, в нем была своя прелесть (я в основном про выбор Генри Кавилла на роль Супермена),
но фильм грешил излишней масштабной эпичностью без детальной проработки
персонажей. За спецэффектами и внушительным музыкальным сопровождением
скрывались пресные диалоги и уйма сценарных ляпов, на которые можно было
закрыть глаза при большом желании. И тогда, надо признать, я глаза прикрыла. В
целом от фильма я удовольствие получила, но уже на тот момент это была сделано
с оглядкой на будущее, в котором ситуация должна бы была поправиться. Однако
этого не произошло. «Бэтмен против Супермена» (спустя три года) повторяет все
те же ошибки, которые были допущены в «Человеке из стали», только делает это с
куда более суровым и пафосным видом, чем вызывает вдвойне больше недоумения.
«Бэтмен против Супермена: на заре
справедливости» - это масштабное полотно, длинною в два с половиной часа,
которое старается уместить в себе больше, чем требуется, это фильм, который
пытается прыгнуть выше собственной головы, а она и без того была не высока
после «Человека из Стали». Фильм на самом деле изобилует пафосом и даже немного злоупотребляет сценами со slow motion съемкой, словно зритель не способен уловить нужную степень
эпичности происходящего, если это не будет показано в замедленном геройском ритме. Поверьте,
в фильме и без этого есть много того, чего зритель (не подготовленный определенным
количеством прочтенного до просмотра фильма материала) не уловит…
Когда я думала над тем, о чем же
буду писать, говоря о «Бэтмен против Супермена», то несколько раз выстраивала
различные конструкции, пытаясь удержать будущее писание в рамках хоть какой-нибудь
структуры, чтобы текст все-таки был читабельным и хоть сколько-нибудь
структурированным для доступного понимания. Но, сказать по правде, удержать мой
поток эмоций в логичном русле, не сбиваясь и не прыгая от одного к другому,
трудно. Возможно в этом есть нечто ироничное, ибо кажется, что писать о «Бэтмен
против Супермена» только так и можно. Это словно следование примеру. Как ведет
себя фильм, так выражаются и впечатления от его просмотра. И далее я пройдусь
непосредственно по фильму, прибегая к описанию эпизодов и деталей, так что с
этого места начинается зона безбожных спойлеров.
Начало фильма, хотя и дает
надежду на красоту картинки, исключительно с сюжетной точки зрения смотрится уже
не очень удобно. Нам обещали, что события ленты начнутся с того момента, на котором
остановились события «Человека из стали». Но, само собой, что стопроцентно
следовать такому плану не возможно. Конфликт между Летучей Мышью Готэма и Сыном
Криптона должен был не только зародиться, но и успеть получить развитие, а
потому сюжету все же приходится прыгать во времени. И потому первая часть ленты
смотрится нарезкой эпизодов, с которыми зрителю необходимо быть ознакомленным,
однако плавно связать которые возможности не имеется (можно списать это на комиксную структуру повествования, но только если вас это устраивает). А эпизоды эти внушают
ощущение тревожности за состояние сценария уже с самого начала. Я, несомненно,
придираюсь к деталям (потому что на самом деле я не человек, а настоящая emoji, та самая которую
лучший друг Дэдпула Визл долгое время считал шоколадным мороженком!), но взять
хотя бы первый эпизод с уже взрослым Брюсом Уэйном: Метрополис разваливается на
части, Супермен дерется с генералом Зодом, Уэйн звонит одному из сотрудников в
своем деловом центре и кричит, чтобы тот выводил людей из здания. Усердный
работник слушает приказ начальства и говорит, мол, собирайтесь люди, надо
уходить… То есть вид огромной инопланетной фигни в небе, из-за которой уже
полгорода в руинах еще не навел людей на мысль о том, что надо спасаться? Даже
когда рухнуло соседнее здание? Все равно нет? Почему нужно было ждать звонка от
Брюса Уэйна? И почему в итоге, работник, принявший звонок от Уэйна, подобно
капитану тонущего корабля, остается в здании, и предварительно помолившись,
погибает от разрушения здания? Вот таких «почему?» еще в первые минут 20 фильма
накапливается трудно подъемное количество, но дальше это количество перерастает
в попросту неподъемное. И да, повторяюсь, это придирки балованного зрителя, но суть даже не в том, что есть к чему придираться (всегда есть, во всех фильмах), а суть в том, что придираться хочется...
И что уж говорить о мелочах, если
даже сам крупномасштабный конфликт Бэтмена и Супермена выглядит исключительно
притянутым за железные уши костюма Бэтса? Теоретически вся эта история со злым
гением Лютором, являющимся человеком без суперспособностей и
высокотехнологичных костюмов, но обладающим тонким даром манипуляций,
представлялась мне в некотором роде схожей с игрой хитросплетений Джима
Мориарти из сериала «Шерлок», который изящно и интеллигентно подвел Шерлока
Холмса к кромке крыши и заставил с нее спрыгнуть. Здесь вместо крыши и Шерлока –
Бэтмен и Супермен. Первый считает второго опасной неизвестной величиной,
пришельцем, обладающим невероятными силами, который способен разнести полмира
одним лишь взглядом; второй же в первом видит человека, который превыше
спасения невинных ставит наказание виновных. И пока оба в тайне наблюдают друг
за другом, накапливая неприязнь, основанную на неизвестности, на сцену выходит
Лекс Лютор, который культивирует страхи каждого их героев, стравливая их. Битва
Бэтмена и Супермена, основанная исключительно на их собственной злости по
отношению друг к другу, которая бы объяснялась слепым неведением и запудренными
Лексом мозгами, могла быть эпичным и драматичным сражением, демонстрирующим глупость
разума, одержимого гневом. В этом мог быть смысл. И смысл не малый. А финалом
внушительной битвы, где обоим здорово досталось, мог послужить, наконец
состоявшийся, диалог героев. Когда сил биться уже нет, приходится говорить. И
учитывая, что Брюс Уэйн один из умнейших персонажей во вселенной DC, да и Супермен интеллектом
не обделен, эти двое смогли бы, избавившись от слепого гнева, осознать, что ими
манипулировали. Тогда красноречивый подзаголовок ленты «на заре справедливости»
подкреплялся бы не только визуальной картинкой, где Бэтс, Супермен и
Чудо-Женщина под грандиозную музыку стоят плечом к плечу, а подкреплялся бы непосредственно
смысловой нагрузкой, объединением героев благодаря общности их мыслей и идей… Но, мечты… мечты…
Брюс Уэйн на деле оказывается достаточно умен, чтобы сделать из криптонита
оружие, но не достаточно дабы снизойти до диалога с Суперменом, который в свою
очередь способен отыскать Лойс Лейн, в какой бы пустыне она не пыталась
схватить пулю, или в какую лужу бы не бросилась топиться, но не способен
отыскать собственную украденную мать…
И, кстати, никаких других
злодеев для битвы, кроме уродливой черепашки ниндзя (большой и страшный Думсдэй) из трейлера, в фильме нет. И
появление этой черепашки на самом деле и есть финальная битва ленты! За
которой, в прочем, следует еще целый ряд эпизодов, пытающихся убедить зрителя в
трагической гибели Супермена. Серьезно? Манипулировать «якобы смертью» одного
из героев уже во втором фильме? Да после этого моментально наступает
официальная смерть всех «шуток» о том, что только у Марвел никто не умирает по-настоящему.
Сначала Лео получил Оскар и все шутки о нем ушли в прошлое, теперь это? Да нам
скоро не над чем будет не смешно шутить! Этот мир стоит на тонкой грани, за
чертой которой все не смешные шутки вымерли как динозавры! В прочем,
киновселенной DC нет
дела до шуток, поскольку она и сама шутить не любит, и другим, наверное, поэтому
не дает. Полторы шутки за два с половиной часа, изредка разбавляемые неплохими
риторическими фразами Альфреда, да маниакальными размышлениями Лекса Лютора…
Диалоги в «Бэтмен против Супермена» все так же, как и в «Человеке из стали» нуждаются
в смысле… Отсутствие смысловой нагрузки в диалогах, очевидно призваны
компенсировать излишне нагруженные тревожными посылами видения/сны Брюса Уэйна,
за обилием которых смазывается даже появление Флэша, предупреждающего о
грядущих опасностях…
В прочем, не все так плохо… Неожиданный
поворот событий, не правда ли? Вот так разносишь, разносишь фильм, а потом –
бац! И заявляешь, что не все так плохо. И то ли это говорит о том, что ты все
же умеешь замечать помимо негатива нечто хорошее, то ли о том, что у тебя
раздвоение личности, и сейчас иная из имеющихся подала голос. Во всяком случае,
есть в фильме «Бэтмен против Супермена» ряд плюсов. Первый и самый значимый из
них – Чудо-Женщина. Галь Гадот действительно прекрасна в роли Дианы Принс, она
женственна и очаровательна, но при этом внушает трепет, когда предстает в
образе Чудо-Женщины с мечом и щитом. Она – великолепное изображение сильного
женского персонажа в контексте жанра супергероики. Ее появление на экране –
поистине украшение фильма, фактически наилучшая его часть. И тому сопутствует
так же второй плюс фильма – музыка. Ошеломительно сильный, эмоциональный,
пробирающий и драйвовый, даже эпичный саундтрек от Ханса Циммера и Тома
Холкенборга (более известного нам как Junkie XL) делает восприятие фильма в разы сильнее. Страшно представить,
что было бы без него. Однако, не нужно себе этого представлять, потому что он
есть. Этот саундтрек пробирает сразу, и заставляет себя запомнить. Эта музыка
сама по себе - и Бэтмен, и Супермен, и Чудо-Женщина, и вся киновселенная DC вместе взятая. Музыка
сильна настолько, что по сути передает атмосферу киновселенной DC больше фильма. Если просто
включить саундтрек и закрыть глаза, то мозг сам нарисует поистине
величественное противостояние героев.
К относительным плюсам так же
можно добавить персонаж Альфреда Пенниуорта, в роли которого хорошо выглядит
Джереми Айронс. Настолько, к слову, хорошо, что даже больше похож на старшего
брата Брюса Уэйна. А так же Лекса Лютора, в исполнении Джесси Айзенберга. Да,
моментами Лютор получился уж слишком подергивающимся от маниакальных идей, но
все же, Айзенберг привносит в своего персонажа достаточно харизмы, чтобы им
заинтересоваться. Что же касается нового Бэтмена, то он внушителен по своим
габаритам, и с оголенным торсом даже дает фору Супермену, так что это тоже
пусть относительный, но плюс фильму. Ибо в остальном пока о новом Бэтмене
многого не скажешь. Он суров, и уже больше Бэтмен, чем Брюс Уэйн.
В целом, пытаясь хоть как-то суммировать
свое впечатление от ленты, приходится прежде всего говорить о том, что фильм
сумбурный. И потому даже трудно понять понравился он или нет. В нем есть плюсы,
несомненные и сильные, однако у него слишком много сценарных проблем. За
Чудо-Женщину, сильный саундтрек, новых Альфреда и Лютора, и суровых Бэтмена с
Суперменом я готова для себя оценить фильм на 6 из 10. Это вроде бы и не мало,
выше среднего балла, однако для фильма, который был ожидаем три года – это откровенно
слабо. Виной тому быть может завышенные ожидания, или решение открыть
киновселенную галопом, не раскачиваясь на сольниках героев, я не знаю. Даже не
уверена, что хочу провести время копаясь и разбираясь в этом. Достаточно уже
этого текста. Но как бы там ни было, впадать в уныние по поводу киновселенной DC у меня желания нет. Впереди
еще «Отряд Самоубийц», который может поменять настроения в киновселенной,
впереди так же сольник Чудо-Женщины, который с оглядкой на ее прекрасный дебют
в «Бэтмен против Супермена» может оказаться отличным фильмом! Единственное, что
слегка смущает это то, что Зак Снайдер выступает так же режиссером и будущей «Лиги
Справедливости», а нынче, оценивая его работу над «Человеком из стали» и «Бэтмен
против Супермена» приходится констатировать факт, что Снайдер работает по
одному и тому же принципу, где масштабность спецэффектов стоит во главе, где
визуальный эпик и отдельно взятая картинка предпочтительнее сюжетной составляющей. Но время покажет. Я буду ждать следующих
фильмов от Warner bros
и DC не меньше, чем
ждала «Бэтмен против Супермена», просто потому что так легко от темы комиксов в
кино меня не отвадить! Да и не повод это
отворачиваться от целой зарождающейся киновселенной, если что-то в ней пошло не
так, как ты предполагал.
p.s. Лойс Лейн по прежнему «меряется пиписьками» со всеми мужиками,
«доказывая свою журналистскую крутость», и это остается единственной
прописанной чертой ее характера.
p.s. p.s. Учитывая мою любовь к Эзре
Миллеру, камео Флэша меня порадовало.
Комментарии