О том, как изучать финансовые понятия с Марго Робби в ванной и все равно не понять больше того, что ты понял сам; и как почувствовать себя черствой печенькой при просмотре романтической ленты. Обо всем этом расскажу, делясь впечатлениями от просмотра «Игры на понижение» и «Бруклина». Поехали!
Вот бывает же так, собираешься
фильм посмотреть и примерно представляешь какое впечатление он на тебя
произведет. Когда такие предположения срабатывают, убеждаешься, что был прав, а
когда нет – остается удивляться, и хорошо, когда удивление идет со знаком «плюс»,
ведь порой случается и наоборот.
Сегодня поговорим о двух
картинах, к одной из которых перед просмотром я относилась весьма скептически,
но осталась очень довольна ею; от другой же, пусть не ожидала ничего
шедеврального, но и в итоге пусто пожимать плечами точно не рассчитывала.
Пойдем по порядку!
«Игра на понижение» / «The Big
Short» 2015 реж. Адам МакКей
Прежде всего небольшое, но важное
предупреждение: перед походом на этот фильм стоит погуглить основные финансовые
термины, ознакомиться с разными аббревиатурами, опять же из той же
финансово-экономической среды, и вообще обновить хоть какие-нибудь сведения в
вашей голове о сфере финансов и банковской системы в целом, потому что иначе
вам придется очень туго на сеансе.
На самом деле, если и начинать
вот так сходу говорить об «Игре на понижение» в критических тонах, то
приходиться констатировать факт сильного насыщения фильма экономической,
банковской и финансовой лексикой, которая большей части зрителей будет так же
понятна, как эльфийский язык… то есть очень приблизительно, или вообще никак. К
этому нужно быть готовым, поскольку именно данная составляющая фильма не дает
оценить его в полной красе, а между тем фильм есть за что оценить.
«Игра на понижение» - это
история, основанная на реальных событиях, когда в 2008-ом году мир накрыл
экономический кризис… Но оказывается (что в общем весьма логично) были
несколько ребят, которые этот кризис предвидели, а потому успели даже
хорошенько заработать на нем… И хотя судя по такому краткому описанию, и другим
подобным ему, можно предположить, что повествование будет строиться вокруг
эдаких себе беспринципных засранцев, которые на чужом горе решили обогатиться,
мне кажется что этот вовсе не так. Если уж и есть в этой ленте намек (или даже
прямой текст) о беспринципных засранцах, то его изобразили довольно масштабно,
хоть и безлико – банкиры и банковские системы. Денежные средства в странах (во
всех или в большинстве) давно не подкреплены никакими золотыми запасами или
иными реальными, осязаемыми фондами, деньги и в самом деле являются просто
бумагой, которую печатают больше, чем того требуется, но даже и этих бумажных
купюр в мире не наберется столько, сколько в нем якобы существует денег. Почему
«якобы»? Потому что большая часть сумм нынче выражается просто цифрами на
экранах и мониторах разных электронных систем, то есть денег как таковых нет
вообще, есть только количество изображенных цифр… Когда реально задумываешься об этом,
приходится осознавать, что банковская система – это банка с мыльными пузырями.
Один мыльный пузырь выдувают за другим, и иногда какой-нибудь из них лопается
непосредственно на глазах у людей. И несмотря на то, что на банке будет
написано, что эти пузыри абсолютно безопасны для глаз, если один такой рядом с
вами лопнет, то ваши органы зрения он знатно раздражит…
Возвращаясь к фильму – он об
этом. О мыльных пузырях, которые долго собирались воедино, образовали один
гигантский, который в свою очередь лопнул в 2008-ом году, подпортив слизистую
оболочку глаз каждому, у кого были кредиты, ипотеки и прочие займы, изначально
розданные на пустом месте… В прочем, даже те, кто непосредственно лично с
банками связан не был, все равно ощутили на себе прелести существования в
«цивилизованном» мире, которым правят деньги, которых на самом деле нет.
Печальный парадокс. Именно осознание этого печального парадокса очень здорово
обыграно в ленте. Несколько параллельных историй, незнакомых между собой людей,
которые примерно одновременно разглядели приближающуюся экономическую
катастрофу, выписаны интересно, поданы очень кинематографично и со смыслом.
Основная идея фильма будто и состоит в том, чтобы по средствам главных
персонажей, которые пусть и получили свою выгоду, показать в целом кошмарную
ситуацию, в которую загоняет себя мир, так сильно полагаясь на деньги и
системы, основанные на них.
Лично я изначально очень
скептически относилась к идее просмотра этой ленты, полагая, что она станет
очередной финансовой драмой, которая будет холодной и безликой, расчетливой, но
не интересной. Однако, то ли системы я не люблю до такой степени, что фильм
меня зацепил, то ли он и в самом деле хорош.
Сценарий у картины, на мой
взгляд, прописан довольно добротно. Несмотря на несколько параллельно
развивающихся историй, герой каждой из них понятен и в достаточной степени
раскрыт, раскрыты даже предыстории персонажей, то с чем они собственно подошли
к моменту приближения кризиса и самого кризиса. Каждый из них по-своему
обаятелен или харизматичен. И в этом определенно имеется заслуга сценаристов и
режиссеров, но львиная доля, кажется, держится именно на актерах. В самом деле,
у «Игры на понижение» отменный актерский состав: тут и Кристиан Бэйл, как
всегда невообразимо потрясающий, и замечательный Райан Гослинг, и Стив Карелл,
который в последнее время удачно сменил амплуа и перешел из исключительных
комиков к драматическим ролям, с которыми безоговорочно справляется, тут есть и
Брэд Питт, который заглянул на огонек, чем только добавил фильму плюсов, есть
здесь и Финн Уиттрок, который может далеко не всем известен, но мне кажется
очень талантливым актером…
С точки зрения режиссуры, «Игра
на понижение» так же выделяется некоторыми особенными находками: повествование
от рассказчика, который периодически делает ремарки, поясняя зрителю, что и к
чему, а также непосредственно вставки-разъяснения, с участием Марго Робби в
ванной, Селеной Гомес в казино и еще шеф-поваром (имени которого я не
запомнила) на кухне… И вот эту находку я вижу определённо спорной. С одной
стороны – это разнообразие в повествовании, да и вообще для финансовой драмы
ход нетипичный. С другой - ни одно из этих пояснений толком ничего зрителю не
дает. То есть, как исключительно художественный прием, эти вставки вероятно
срабатывают, но как метод незатейливых ликбезов для теряющегося в экономической
ахинее зрителя, едва ли… Во всяком случае я более того, что поняла
самостоятельно, все равно ничего не уяснила, сколько бы не любовалась Марго
Робби в пене и с шампанским в руке…
Таким образом, «Игра На Понижение»
мне кажется крепкой драмой, с отличным актерским составом, интересными
персонажами и увлекательным повествованием. Однако в ней очень много терминов и
аббревиатур, которые серьезно осложняют просмотр картины для неподготовленного
зрителя. Стало быть, эта лента однозначно не для широкой аудитории, однако если
вы решили ее посмотреть, то есть вероятность что картина вас зацепит.
«Бруклин» / «Brooklyn» 2015 реж. Джон Краули
Прежде чем посмотреть эту ленту,
я была о ней наслышана. Отзывы были самые хорошие, картину хвалили, называли
эмоциональным и чувственным фильмом, истинно женской картиной (что уже вызывало
у меня некоторые нотки сомнения, однако я все еще верила в фильм), и награждали
«Бруклин» прочими хвалебными эпитетами, которые побуждали меня фильмом
заинтересоваться. И хотя я не ожидала никаких кинематографических откровений от
этой картины, все же я предполагала получить хоть сколько-нибудь удовольствия
от просмотра… Но, знаете, как-то не сложилось у меня с «Бруклином»…
Скажу сразу, с первоисточником
(книгой) я не знакома, потому говорю исключительно о фильме: и, конечно же, он
не плох. В самом деле, картина выполнена в красивой стилистике 50-ых годов
прошлого века, она красочна и несколько наивна (что часто предполагает жанр
мелодрамы), у «Бруклина» однозначно имеются положительные стороны, к тому же в
главной роли Сирша Ронан, которая у меня вызывает симпатию. Однако, положа руку
на сердце, мне хочется сказать, что номинация на премию Оскар с этим фильмом
играет злую шутку, как например с прошлогодними «Игра в имитацию» или «Вселенная
Стивена Хокинга»… Все фильмы по-своему хороши (хотя для меня те же «Игра в
Имитацию» и «Вселенная Стивена Хокинга» на порядок интереснее «Бруклина»), но
они просто хороши. Хорошие, красивые фильмы, с замечательными актерами, доброй
постановкой, а в тот момент, когда их преподносят как номинантов на самую
престижную (не будем затевать полемику на тему престижности Оскара… этому можно
посвятить часы) кинопремию, они моментально становятся хорошими фильмами с преувеличенными
заслугами, от них тут же начинаешь ожидать чего-то сверхъестественного, но они
так и остаются просто хорошими фильмами. Отсюда подпорченное впечатление,
которого в принципе могло и не быть. Конечно, который год приходится себе
твердить, что хватит уже оглядываться на Оскар… Но я все еще живу в том
утопическом мире, где номинация на Лучший Фильм что-то да значит…
Так вот «Бруклин» - это история
молодой ирландки Эллис, которая вынуждено покидает свои тихие края и
отправляется в Америку. Сменить обстановку вокруг себя ей дается с большим
трудом, однако она встречает итальянского парня, который влюбляется в нее (и в
которого вроде бы влюбляется героиня), и эта встреча скрашивает жизнь Эллис.
Однако, надвигается трагическое событие, которое заставляет девушку вернуться
на родину, где за время ее отсутствия кое-что поменялось. Теперь для Эллис
находится место в привычном для нее и знакомом мире, она запросто может
остаться, ей даже встречается молодой человек, которому она интересна… И вот
здесь история, якобы, подводит к своей кульминации – выбор главной героини.
Остаться или вернуться? Остаться дома или вернуться домой? И где вообще теперь
дом Эллис, и кто ей по-настоящему дорог?
Уж простите меня, человека с
черствой печенькой (без изюма!) вместо души, но я не просто так подвергала
сомнению некоторые слова, описывая сюжет ленты. Мне не удалось прочувствовать
картину. Главной героине сопереживать удавалось только в самом начале, когда
робкая девушка внезапно оказалась оторванной от семьи и родины… Но чем дальше
сюжет отходил от этого и переливался в мелодраматическое русло, с любовными
историями, тем сложнее мне становилось сопереживать Эллис.
«Бруклин» - это чистейшей воды
мелодрама, где все закручено исключительно на романтической линии. Однако фильм
то и дело пытается показать себя драмой: герои с постоянно мокрыми глазами,
серьезные лица… И это начинает утомлять. Фильм длится около двух часов, и это
время очень сильно ощущается. Честно, в какой-то момент успеваешь изрядно
заскучать, ибо не находишь места, когда нужно переживать. Когда же наступит кульминация?
И в чем вообще суть повествования?
Опять-таки возвращаюсь к тому, о
чем говорит даже само объемное название «Бруклин» - к книжному первоисточнику,
который вероятно полнее и более многогранно представляет, как главную героиню,
так и второстепенных персонажей (в фильме они просто теряются в определенный
момент), так же подозреваю, что в первоисточнике Бруклину отводится место не
просто, как району Нью-Йорка, но как полноправному персонажу истории, который
для главной героини имеет большое значение… В фильме же приходится обо всем
этом догадываться, оправдывая даже название фильма таким образом…
Однозначно могу сказать только
одно – «Бруклин» оказался не моим фильмом. Мне понравилась атмосфера 50-ых, и
замечательно было увидеть Сиршу Ронан, Донала Глисона, а также великолепных
Джима Бродбента и Джули Уолтерс (ее персонаж был очень колоритным, но как и большинство
просто пропадает в один прекрасный момент из повествования)… Но в остальном,
это длинный фильм, несколько изматывающий, с интересной завязкой, но не самым
увлекательным продолжением и теоретически воодушевляющим финалом*
*спойлерная сноска - финал ленты, когда главная героиня делает
выбор вернуться к своему мужу в Америку, который продиктован (такое создается
впечатление) исключительно тем, что ее секрет о замужестве может всплыть (и
тогда житья в маленьком городке ей не будет) мне показался не настолько
впечатляющим и воодушевляющим, насколько сама картина попыталась представить
его по средствам художественных солнечных красок и монолога за кадром…
Комментарии