А от Защитников кто нас защитит?
Этот пост можно читать двумя способами, или не читать
вообще. Способ номер раз: читать первый и последний абзац (их заглавные буквы
выделены на всякий случай, чтобы никто не потерялся), дабы коротко и сразу
понять мои впечатления от фильма. Способ номер два: мучительно читать весь
текст, который включает в себя полный пересказ сюжета картины, в моем субъективном
видении этого самого сюжета. Ну, или же, как уже оговорилось выше, вы можете
просто не читать это, ибо зачем вам подобную околесицу на свои плечи
вскидывать. Выбор за вами, а я начинаю…
Предсказуемо «Отряд советских
супергероев», именуемый Защитниками под режиссерским предводительством Сарика
Андреасяна и под сценарным руководством Андрея Гаврилова, плох. Но беда в том,
что по этому поводу даже бросаться сладкой фразой «ну я же говорил/а» не
хочется, ибо настолько все дурно. Фильм умудряется разочаровать даже при том,
что ты заведомо готовился к просмотру с тонной скепсиса, с предчувствием
неминуемого засилья глупости и был заранее удручен трейлерами… После первых
минут 10-15 приходит страшное откровение, «Защитники» не способны даже стать
тем самым плохим фильмом, в котором все так плохо, что аж хорошо… В «Защитниках»
все так плохо, что аж скучно. Скука конкретно начинает одолевать к 20-ой минуте
фильма, а когда хронометраж переваливает за полчаса, и все фейспалмовые позывы
сходят на нет, тотальная, беспроглядная скукотень занимает лидирующее место в
картине, и уже не ясно, кто защитит от нее вас (разве что вы проявите крайнюю
степень благоразумия и покинете кинозал)…
*лишенный всяческого самоуважения и логики пересказ*
Начинается фильм под патриотичный трек на иноземном языке, и
пока звучит песня, в рамках заставки зрителю демонстрируют всяческие заголовки
газет и прочую бумажную атрибутику, которая сразу вводит вас в курс дела –
знакомить с персонажами зрителя никто не планирует. Помните, вы (ну велика
вероятность) возмущались, что в «Отряде Самоубийц» героев представили постыдным
для приличного кино путем резких флэшбэков и яростно-цветных титров? Так вот «Защитники»
дают этому представлению фору. Тут вообще все лаконично. Вступительные газетные
титры и… нас сразу закидывают на поле, где проводят демонстрацию той самой
знатной CGI-военнной
техники из трейлеров. Но не успевают военные нам ее расхвалить (мол, искусственный
интеллект и другие плюшки в ней имеются), как на военных нападает, вышедший из
ниоткуда, злодей. Зовут его Август Куратов (одно имя дорогого стоит!), а
выглядит он как генномодифицированное дитя маршмеллоу, изуродованного пламенем
костра, и поролона.
Этот суровый и злобный индивид, противной для современного
кинематографа наружности, силой мысли и кучи электрических кабелей, которые
торчат у него из головы и спины, подчиняет себе всю военную технику и удаляется
разом с ней восвояси. Тем временем военные уже собрали совет из рандомных
мужчин, Вячеслава Разбегаева и Валерии Шкирандо. Первый без лишних
кинематографических изысков (которые именуются сценарием) выкладывает зрителю
всю горькую правду – кино снято на отвали. Никаких предысторий главных героев,
никакой элементарной драматургии, даже клишированной, не предвидится. Персонаж
Разбегаева пересказывает, как советские ученые экспериментировали над людьми в
попытках создать сверхчеловека. В то же время уже небезызвестный Август
Куратов, вдохновившийся своим именем, стал на сторону зла. Чем отличается
добрый ученый, который проводил зверские эксперименты на людях, от плохого
ученого, который тоже проводил такие эксперименты, решайте сами. Куратова по
определению «ведь он плохой» пытались арестовать, но он сбежал и таил злобу, обиду
и обрастал складками поролона последние лет эдак 40, ну или что-то вроде того.
Теперь он восстал, забрал CGI-технику
и пошел громить Москву. Разбегаев тут же сходу списывает всю удаль военных в
утиль, и сообщает, что только оставшиеся в живых, но скрывающиеся ото всех,
жертвы экспериментов программы Патриот могут надавать люлей Августу Куратову. Найти их и склонить к помощи военным, которые ранее их жизни и искалечили,
Разбегаев поручает Валерии Шкирандо, очевидно потому, что ее персонаж Елена
Латина выглядит, как заправский бьюти блогер и перед такой линией отрумяненых
скул не устоит никто. Никто и не устоял. Сбор команды происходит в два счета.
Сначала Елена Латина с помощью работников секретного штаба разыскивает
скрывающихся супергероев. Происходит это в лучших традициях перечисления
возможных тем для будущих программ Андрея Малахова, ну или в крайнем случае «скандалы,
интриги, расследования» точно возьмутся копать глубже в случаях людей-медведей
и неизвестных, которые бегают быстрее ветра… Затем Елена заезжает в горы, где
помолившись в церкви, Лер лишь заслышав имя Августа Куратова (наверное, его оно
бесит, как и меня) присоединяется к Елене без лишних вопросов. Вот натурально,
минута – и Лер согласен. Потом Лер заезжает за Ханом, который убивает плохих
дядек (вот просто так, чтобы якобы эффектную сцену запилить, Хан разрезает
пополам машину вместе с сидящим в ней мужиком…), и поскольку Хана тоже выводит
из себя имя Август Куратов, он сразу соглашается пойти с Лером. К Арсусу,
который тихо себе живет в хибарке в лесу, да занимается наукой, приходят уже
Лер с Ханом, с Еленой и еще кучкой вооруженных вояк. Медведь Арсус, который по-прежнему
выглядит, как жалкая пародия на непревзойденный оригинал в лице
медвежьеголового Ивана из «Морозко», за пару фраз проникается доверием к Елене
и прочим военным, ибо его верные соратники просят его пойти с ними. Ксения же,
в отличие от своих нелюдимых братьев по экспериментам в области здравого смысла,
не сильно то и скрывается, выступая на арене цирка. Ей, ко всему прочему, в
87-ом отшибло память (не спрашивайте почему, просто так надо. Зачем? А видно
сценарист тоже страдает забывчивостью, ибо это никоим образом не обыгрывается),
и потому не признав в собратьях своих собратьев, она пытается изобразить первую
сцену рукопашного боя, которая, к сожалению, будет не последней. И вот если в
столь быструю сговорчивость первых троих героев еще поверить хоть как-то можно
(они знают друг друга, знают Августа Куратова), то почему Ксения, которая ни
черта не помнит, моментально соглашается следовать за господами защитниками не
ясно вообще. Может, потому что она борщ умеет готовить (ахахахаха, какая
шутка!!!). Хотя, возможно, ей просто приглянулся тон помады Елены Латиной, и
Ксения захотела позаимствовать его для финальной битвы? Или потому что
ячвлбоамичыодуаыбимлоыр… Это тоже звучит логично, разве нет?
Короче, команду собрали, Куратов громит Москву, пытается
слямзить Останкинскую Башню, чтобы перенести ее в другую часть города, а бравые
защитники родины и Елена прекрасная отправляются на свалку (это не шутка,
Куратов реально на свалке обитель зла обустроил), где благополучно огребают от
клонов и Куратова. Ксению замораживают, и она отыгрывает роль ледяной статуи,
медведя ловят сеткой, Хана усыпляют транквилизатором (потому что если Ртуть
можно пулями завалить, то почему Хана нельзя дротиком?), а Лер попадает под
раздачу от самого Куратова, и тот аки всратая карикатура на Бэйна, ломает
каменному герою спину о собственное колено, и бросает на растерзание аж ничему…
Остальных героев Куратов забирает с собой, чтобы посадить в заточение. Куратов
предлагает им присоединится к нему и дает 30 часов для размышления. Почему он
не захватил Лера, которого сам и разбил, почему дает именно 30 часов (у него
сбитая ориентация во времени, думает, что в сутках 30 часов? В поролоновой
логове, оно конечно, может все и смешалось… кони… люди…?) не ясно. В общем,
непонятное пропускаем…
А в сюжете (простите за слово сюжет) тем временем появляется
добрый ученый (антипод Августа Куратова), который создал Защитников и сумел
дожить до преклонных лет, дабы вовремя явиться в штаб к Елене Латиной, и сообщить
где находится тайное убежище Куратова (в котором тот вероятно просидел
последние 40 лет так тихо, что никто не заметил, как он армию клонов успел
вырастить). Добрый ученый ставит Лера на ноги, тот рассказывает душещипательную
историю Елене о том, как пережил всю свою семью, как внуки его разъехались по
свету, и как осталась с ним только его дочь, которая стеснялась стариться при
вечно молодом отце (да, это к слову, герои то наши не старятся. Почему? Потому
что, отвали), и как неправильно это, чтобы отцы своих детей хоронили… Прописная
истина на пользу фильму не идет. Трагизм выглядит инородным телом в царстве
логического хаоса, а попытки под трогательное музыкальное сопровождение
раскрыть человечность персонажей, выставляют себя эпохально неуместным зрелищем…
Скатываемся дальше… Дно еще не пробито. Елена быстро освобождает Арсуса, Ксюху
и Хана из заточения, потому что Куратов уже ушел вершить судьбу мира на
Останкинскую башню, а его клоны еще более бесполезны чем Штурмовики (к тому же
и одеваются плохо, срань эдакая!). И пока Август, который ни разу не Октавиан, собирается
превратить Москву-Сити, центр которой он украсил недостающей деталью в обличие
выпотрошенной Останкинской башни, в мощнейшую антенну, которая даст ему власть
над всеми спутниками на орбите нашей планеты (которая непонятно как до сих пор
нас носит, после таких фильмов), Защитники под руководством Елены, получают
новые костюмы. Далее следуют сцены, которые пародируют перезапуск «Фантастической
Четверки», где нудно и уже почти в финале картины герои только-только обретают
контроль над своими суперсилами. И наконец, персонажи отправляются на финальную
битву. Ксения скачет на Арсусе, Хан рассказывает Елене свою трагическую историю
(в попытках превзойти своего брата, он записался в программу Патриот, и когда
вернулся сверхчеловеком, вызвав брата на честный поединок, отключился малость и
брата своего убил… И во всем виноват Куратов, который затащил Хана в программу,
и конечно же ни разу не ущемленное эго Хана, который зачем-то вызывал на
честный поединок брата уже после удачного прохождения модификаций по программе
Патриот… На честный бой можно было вызывать и до получения сверх способностей,
раз уж бой честный и применять их нельзя, или нет?), а Лер на стоянке мочит
клонов…
![]() |
гори сарай, гори и хата... горит скорее CGI |
Потом команда добирается до Останкинской Башни, следует знаменитая
сцена в лифте с задницей медведя и осквернением советского песенного наследия,
и уже на башне по полной Защитники огребают от Куратова. Военные пытаются
бомбить башню, предварительно запамятовав, что Куратову подвластна любая
техника, и потому ракеты он с легкостью отводит прочь, а Елена узнает от
доброго ученого (которого Куратов пытался отравить дымом, но не удосужился
убить), что Защитники способны передавать друг другу энергию. Это может
увеличить их способности в десятки раз, но это очень опасно, ибо они могут
умереть от усердия. Елена, как всякий уважающий себя персонаж, чьей целью
является ходить в обтягивающих штанах, и пытаться отвоевать хоть малую кроху
славы Наташи Романофф, садиться на мотоцикл и гонит что есть силы к Защитникам,
дабы передать им эту информацию. Она поспевает как раз к тому моменту, когда
герои выныривают из реки, куда предварительно свалились, пытаясь унести ноги от
непобедимого Куратова. И далее, если вы все еще каким-то чудом, ожидали увидеть
невероятного размаха эпичную битву, в ходе которой Защитники с десятикратно
приумноженными силами становятся плечом к плечу, превращаются в настоящую
команду и надирают таки поролоновый зад Куратову, то вас ожидает лишь пшик.
Натуральный пшик, нарисованный энергетический заряд, который образовывается от
соприкосновений Защитников. Все они корчатся, кричат, энергия зрительской боли
трансформируется в шар, который герои зашарашивают в Москву-Сити, и та
разлетается на куски. Где-то там в облаках пыли и обломках валится и Август
Куратов…
В финале, на очередной зубодробительно-пафосной ноте, Ксения
сообщает Арсусу, что она оказывается многое вспомнила, и знает, что Арсус
подарил ей кольцо (в ее до амнезийный период), но ей надо об этом подумать (что???),
а Лер и Хан разыгрывают карту «мир еще к нам не готов». Елена же сообщает, что
программа Патриот не закрыта, и если угроза снова нависнет над кинематографом…
над миром… или Москвой, я не знаю, короче если что, она заново соберет
Защитников, тем более, что…*чеховская пауза*, она нашла остальных…
Парам-парам-пам…
Вывод: выводите людей из залов.
Фильм клиширован до
невозможности, пафос не уместен, юмора нет. Сценарий едва ли представлял из
себя нечто большее, чем недоговорки сценариста, перепутанные строчки текста и
возможно схематические рисунки аварийного выхода из здания. Графика все так же
внушает тревогу. Персонажи не раскрыты, а попытки их очеловечивания приносят
лишь боль и страдания. Запоминающегося музыкального сопровождения не имеется. А
пыльно-коричнево-серая картинка, которая никак не ассоциируется с жанром
супергероики, вгоняет в тоску, и может привести в состояние полнейшей апатии. Картина
даже не предоставляет возможности смеяться над происходящим, ее невозможно
записать в жанр «пойдем посмотрим плохое кино, посмеемся, поперхнемся попкорном».
Вы элементарно можете обнаружить, что ваша повседневная жизнь интереснее жизни
героев «Защитников». И быть может в этом и кроется единственный плюс фильма.
Понимают ли создатели «Защитников» какую откровенную пакость
они снимают? Это тревожный вопрос, ибо если нет, то им хотя бы просто можно
задуматься о смысле жизни, иначе расставить приоритеты, поменять направление в
карьере; если же господа защитнико-ваятели сознательно снимают подобное, то это
в край печально и отвратительно. Каким бы противным нынешний зритель не был, не
заслуживает он того, чтобы на нем ставили крест вот таким образом… И российская
супергероика, кстати, тоже.
Многие изначально считали, что супергероика не для российского
кино. И после «Защитников» могут в этом мнении укрепиться. Вот только при
должном подходе к жанру, с любовью к делу, результат действительно может
выглядеть достойно – «Майор Гром» от
студии Bubble прямое тому доказательство.
Так что смех смехом, я даже повеселилась, пока письменно
пересказывала сюжет «Защитников» так, как он запомнился мне, но, по правде
сказать, я бы с радостью от такого веселья отказалась. И если однажды настанет
тот день, когда подобное кино исчезнет, как вид, я не найду в этом повода для
печали. Потому, что кино «такое плохое, что аж хорошее» будет с нами всегда, а
за «таким плохим, что аж скучно» я скучать не стану.
И отвечая на вопрос, поставленный заголовком этого поста,
приходится цитировать лозунг, вывешенный в зале клуба «Картонажник» города Васюки – «Дело помощи утопающим —
дело рук самих утопающих». Просто не смотрите это кино.
p.s. –
Все критиками стали, лишь бы ругать да насмехаться! А ты пойди сам лучше сними!
– Я,
может, лучше и не сниму. Но, может, потому и не снимаю.
Комментарии