"Дюнкерк": событие, которое изменило мир. Событие, то может и изменило мир, но не об этом фильм, и не в этом кроется его суть, но суть диссонанса, вызванного картиной, кроется как раз в этом.
О фильмах Кристофера Нолана становится все труднее говорить.
С каждым новым его фильмом пропасть между образовавшимися и уже прижившимися
мнениями «Нолан – Гений» и «Нолан переоценен» становится все разительнее, и
иного, кажется, не дано. О фильмах Нолана уже фактически перестали говорить,
как просто о фильмах. О картинах принято высказываться исключительно в контексте
всех предыдущих работ режиссера и сценариста, при этом, придерживаясь мнения
одного из двух лагерей. Оно, вроде как, и понятно. О работах всякого яркого
режиссера, обладающего своим почерком, невозможно говорить, без посыланий на
его предыдущие картины. Но если подобная тактика рассуждений здраво применима к
Тарантино, Бёртону, или, скажем, Заку Снайдеру, то относительно Нолана это
срабатывает с приближающейся к абсурдности болезненностью. В приличном обществе
полагается либо нахваливать картины режиссера с благоговением и бесконечным вдохновением
и слыть мейнстримщиком, либо громогласно заявлять, что Нолана переоценили и
ничего грандиозного в его фильмах нет, попутно демонстрируя героическое
отсутствие страха бирки «быдло», которая появляется над всяким, кто творчество
режиссера не способен оценить до глубины ее гениальности. И на фоне подобной
сложившейся ситуации, шутки о том, что Нолану пора задуматься над тем, чтобы
творить под псевдонимом, уже не кажется такими уж смешными (правда, в таком
случае надо и собственное видение кинематографа менять, иначе все равно ведь
узнают).
Но что можно сказать о новой картине Нолана «Дюнкерк», если
не кидаться в крайности?
Самое смешное, что ничего. Что ни скажи, все в любом случае
может и будет использовано против тебя. Так что единственный разумный выход из
положения – это молчание. Посмотрел фильм Нолана, подумал, пообщался сам с
собою, и вслух многозначительно промолчал. Но когда это разумный выход был
интересен? Возможно, когда-то и был, и быть может когда-нибудь будет, но этот
момент явно не сегодня и не сейчас. И потому, поговорим о том, что из себя
представляет «Дюнкерк» Нолана *мнение, как всегда, субъективное, основано на генномодифицированных
мыслях и не несет цели кого-либо в чем-либо убеждать/переубеждать*.
«Дюнкерк» - это крайне нетипичное кино о войне, хотя
довольно типичное, в классическом смысле, кино для Нолана. Кристофер продолжает
снимать так, как он видит, не оглядываясь на то будет ли это понятно и приемлемо
для среднестатистического зрителя, что по-своему заслуживает уважения. Однако,
относительно непосредственно «Дюнкерка» возникает (резонный?) вопрос: «зачем?».
Во-первых, зачем Нолан решил поговорить о войне? Во-вторых, это уже вопрос к
студиям, зачем выпускать военную экшен драму от Нолана в разгар лета, когда в
кинотеатры люди привыкли ходить за отпускными и каникулярными развлечениями?
Ответ, лично у меня, возникает только один: а почему, собственно, нет? И если
относительно выбора времени проката фильма, этот ответ сомнителен, разве что
студии задумали окончательно свергнуть стереотипы восприятия летних фильмов, то
относительно решения Нолана писать и снимать кино о войне, этот ответ выглядит
почти логически обоснованным. Нолан не испытывает трудностей по части
экспериментов. Фактически каждый его фильм – это эксперимент в том или ином
роде. В определённый момент Кристоферу Нолану удалось заполучить
благосклонность крупных студий и с тех пор его эксперименты стали достоянием
кинематографа и причиной множественных узлов, в которые завязались извилины
огромного количества зрителей.
И вот, новый эксперимент – фильм о войне, в котором нет
войны. Точнее, она есть, но служит лишь некой сценой для невидимого главного
героя, который говорит исключительно битовым тиканьем музыки Ханса Циммера. Или проще говоря, фильм *до хрена* спорный.
Спорный, как в плане реализации, так и в смысле избранной
для освещения темы. Спасение сотен тысяч британских солдат и солдат союзников,
которое казалось бегством, но послужило укреплением позиции Британии в войне –
это не то, что первым приходит на ум, когда задумываешься о Второй Мировой. И
уж тем более, это не то, что приходит на ум, когда думаешь о фильмах на военную
тематику. Привычно видеть фильмы о невообразимо сложных операциях по захвату
территорий, освобождению территорий, фильмы, которые демонстрируют отвагу
героев, фильмы, где есть ключевой персонаж, чьи поступки и решения приводят к
кульминационному моменту картины, когда становится ясно к чему вело всё
увиденное. Ничего из этого привычного, соответствующего классической
драматургии, у Нолана в «Дюнкерке» нет. Вместе с двойственностью исторического
первоисточника приходит и неоднозначность раскрытия темы в картине.
Повествование ведется с трех сторон (суша, вода и воздух),
при этом имея разные временные рамки (неделя, день и час), и выстроено все в
перекликающемся порядке, лишенном линейной хронологии. «Дюнкеркская операция» в
версии Нолана рассказана с помощью разбросанных персонажей, которые по-разному
видят все происходящее, но и дают возможность зрителю точно так же наблюдать за
происходящим с разных ракурсов. В определённые моменты пересечения персонажей предоставляют
возможность смотреть с разных сторон и на них самих: глазами пилота можно
увидеть небольшое судно, потом глазами капитана этого небольшого судна можно
смотреть на пилота, а потом увидеть капитана с точки зрения солдата, которого
капитан выловил из воды. И такой круговорот взглядов, сравнимый с тем, как
режиссеры трансляций переключают внимание тв-зрителей с помощью переключения
камер, наполняет фильм хаосом и в то же время полнотой восприятия картины. Нолан
не снимает о героизме или подвигах (здесь даже в финале ленты героем в газетной
статье назван 17-тилетний мальчишка, чья смерть была глупостью, а о пилоте,
который защитил тысячи жизней, возможно никто так и не узнает), он снимает о
том, что в одну и ту же неделю, день или час в жизни (здесь в жизни на войне)
есть место всему: и героизму (пожилой капитан своего судна *Марк Райлэнс*,
который плывет спасать солдат), и ужасу поврежденного рассудка (одинокий
выживший *Киллиан Мёрфи*), и отваге (пилот, защищающий судна и солдат, даже
несмотря на отсутствие топлива в самолете *Том Харди*), и простому желанию
выжить (солдат в исполнении Фенна Уайтхеда и иже с ним). Здесь связано все, и в
то же время, каждый из персонажей сам по себе. Фильм рассказывает не о них, он
выводит на первый план состояние. Состояние, в котором пребывает мир, сокращённый
до данного времени и данного в картине места. Главный герой здесь, как уже было
сказано выше, невидим, и говорит он не столько устами персонажей (в фильме
очень мало слов), сколько их глазами (вручите Тому Харди что-нибудь ценнее
Оскара за финальный взгляд!!) и практически неумолкающей тучей музыки Ханса
Циммера, которая нависает над лентой и отбивает ритмичный тик в такт картины (в
моменты, когда смолкает музыка, тишина кажется буквально осязаемой и о ее
красноречии писать ну уж просто неприлично, ведь воистину симбиоз музыки
Циммера и картинки Нолана – это союз, созданный на небесах!). «Дюнкерк» - это
художественная инсталляция, это не столько фильм, сколько создание, внутри
которого есть персонажи, судьбы, истории, но все они существуют не для того,
чтобы существовать лично, а для того, чтобы вдохнуть жизнь в фильм. Это звучит
странно, но в случае «Дюнкерка» не фильм создан для персонажей, а они для него.
И в этом есть своя красота (или это просто мой бушующий СПГС).
О визуальной красоте фильма, наверное, писать не имеет
смысла. Это то, о чем, пожалуй, никто спорить не будет. Единственная
однозначная сторона «Дюнкерка» - холодная, выверенная, размеренная красота
нолановских кадров, которые можно нарезать, увенчать рамками и повесить на
стену, чтобы любоваться ими вечно, или до тех пор, пока стена сможет удерживать
на себе эту невыносимую красоту.
В остальном же, о «Дюнкерке» можно дискутировать, спорить
или попросту плеваться слюной бесконечно долго. Если не страдать
ноланодрочерством не давать волю СПГС, или если вы, в принципе, не
подвержены этому смысловому недугу, то новый фильм Нолана грозит показаться
саспенсом ради саспенса, в котором нет ничего, кроме картинки и бесконечного
присутствия ритмов Циммера.
«Дюнкерк» больше отдает арт-хаусом, или походит на
авторское кино, которое, однако же, представили, как грандиозную экшен картину
с эпичным слоганом «событие, которое изменило мир». Событие, то может и
изменило мир, но не об этом фильм, и не в этом кроется его суть, но суть
диссонанса, вызванного картиной, кроется как раз в этом.
*если вы поняли, что я
имела в виду, то я вас поздравляю – ваш ум невероятно запущен*.
p.s. выйдя из кинотеатра я сказала фразу, которой описала свое состояние после просмотра. В общем, special for Julia: “Ну, Нолан сволочь” (с глубоким уважением и трепетной любовь к творчеству прекрасного режиссера).
Комментарии