Marvel’s the Defenders: обзор, в котором сказано много, хоть и ничего. Но *spoiler alert*
Сериальная часть киновселенной
Марвел (в рамках плодотворного сотрудничества с Netflix) наконец объединила четверых
основных действующих лиц сериальной линейки (Сорвиголову, Джессику Джонс, Люка
Кейджа и Железного Кулака) в долгожданном кроссовере – «Защитники». И было это
хорошо.
Действительно, в общем и целом у Netflix получаются хорошие
сериальные адаптации приключений героев комиксов. Каждый раз не обходится без
изъянов, конечно, но никто не идеален. К тому же эти изъяны обычно
перекрываются хорошо проработанной атмосферностью, которая проистекает из
особенностей характера героя и потому каждый сезон, посвященный тому или иному
персонажу, может похвастаться ярко выраженным визуальным стилем, что сильно
способствует положительному усвоению сериальной пищи.
Так «Defenders» смогли объединить в себе все
нюансы характеров основных (на данный момент) персонажей и сплести из этого
рабочую историю о том, как все четверо наконец познакомились и дали бой плохим
парням, ну и дамам.
Главной особенностью этого
проекта, пожалуй, можно назвать то, что основным и ключевым моментом здесь
является сбор «команды» вместе и взаимодействия основных героев друг с другом. Иными словами, в «Защитниках» знакомство и объединение
персонажей главнее, чем причина, которая свела их всех разом. Но у этой
особенности есть и обратная сторона – невыразительность злодеев и
второстепенность финала. В то время, как сериал фокусируется на главных действующих
лицах, которые не хотя, без рвения к геройству и работе в пафосной команде,
все-таки становятся плечом к плечу, мутузят врагов под классный саундтрек и
периодически перебрасываются саркастичными фразами или красноречивыми взглядами,
зловещие мотивы антагонистов пропадают где-то на фоне радости от сбора Защитников
всех вместе. И в какой-то момент начинает казаться, что в этом и заключается
вся суть сериала – он сводит героев вместе, тем самым подводя некую черту,
эдакий общий знаменатель, к которому подобралась сериальная линейка Netflix в
рамках КВМ. А вовсе не ставит задачу рассказать глобальную историю катастрофы,
с которой герои справятся.
В принципе, в этом даже есть
некий смысл. Уже ведь поговаривают о том, что «Defenders» станут своеобразным порогом,
за которым стартует «фаза два» для нэтфликсовского подразделения КВМ. Если
подумать, то параллель с фазами полнометражных фильмов КВМ напрашивается самым
откровенным образом. История развития киновселенной Марвел в рамках
полнометражных фильмов начиналась с двух сольников Железного Человека и отводила
по одному для Халка, Капитана Америки и Тора. Затем следовал первый кроссовер «Мстители»,
а дальше киновселенная перешагнула в фазу два. У сериалов на Netflix история похожа – два сезона для
Сорвиголовы, по сезону для Джессики Джонс, Люка Кейджа и Железного Кулака, а
затем стартовал кроссовер «Защитники», и дальше, при желании, можно шагать в
эквивалент фазы два. Схема ведь рабочая. Зачем ломать колесо? Меняются лишь
масштаб и действующие лица. Иными словами, костяк
истории здесь (как, пожалуй, и в первых фазах полнометражных фильмов КВМ) – это
герои и истории их становления. То есть, в контексте такого видения
ситуации, сама заварушка в которой героям предстоит поучаствовать не так и
важна. «Защитники», кажется, работают именно по этому принципу, а потому злодеи
и их планы выступают скорее в качестве предлога, чтобы основные действующие
лица сошлись в одном месте в одно время, познакомились, решили, что в команде
они не работают, а потом все-таки спасли тех, кого следовало спасти.
«Defenders» рассказывают о том, как
основоположники нэтфликсовской линейки сериалов по комиксам встретились и «затусили»
вместе, а причина их «тусовки» - уже дело второе. И вот в этом, как ни трудно
догадаться, кроется основной минус шоу.
Глобальный замес с участием клана
Руки (с которым мы знакомились постепенно в разных сезонах, посвященным разным
героям) на проверку оказывается пустоват. Содержания в действиях главных
антагонистов до неприличного мало. Если Александру (в исполнении
обворожительной Сигурни Уивер) еще можно понять – она просто не хочет умереть,
поддавшись болезни, что в ее понимании проигрыш по всем жизненным статьям, то
какой прок остальным четырем правящим «пальцам» клана Руки от нахождения
останков Дракона, с помощью похищения Железного Кулака, остается не совсем
разъясненным. То есть, не то, чтобы было совершенно невдомек, чего хотят
злодеи, но в этом и заключается вся сценарная беда – на протяжении всего сезона
создается отчетливое впечатление, что планы злодеев понятны и абсолютно ясны,
даже прозаичны. Они хотят добиться своего и не взирают на то, что при этом
могут пострадать тысячи и даже миллионы простых жителей Нью-Йорка. Однако, как
только начинаешь по-настоящему задумываться об этом, задаваться вопросами (а
кто тут с чем и зачем?), то выходит, что прозаичные и абсолютно ясные планы
злодеев не выдерживают натиска вопросов. Они хотят добиться своего, не взирая
на последствия, но что есть это самое «свое»? Чего они действительно хотели? То
же самое касается и Электры. Она становится главой клана Руки, ссылаясь тем
самым на свою комикс-историю, что здорово, но что толку от этого сериальной
Электре? Чего хотела она?
Это, собственно говоря, подводит
к уже почти традиционной проблеме сериалов от Марвел и Netflix – смазанный
финал.
С эмоциональным подъемом
благодаря финальным аккордам сезона пока, так или иначе, справляется лишь «Сорвиголова»,
поскольку финал первого сезона показал нам становление Мэтта Мердока, как
Дьявола Адской Кухни, а второй (пусть и не хватал с неба звезд в плане
масштабности происходящего) продемонстрировал появление Карателя, сделал смерть
Электры приближенной к канону, а зритель всегда любит восторженно крикнуть «канонище!!!»,
и пробрал монологом-статьей Карен Пейдж, который красноречиво подводил итог
всему увиденному. В это же время у «Джессики Джонс» расправа над Килгрейвом
была скоропостижной и уступала по уровню эмоционального накала первой половине
сезона, у «Люка Кейджа» финал свелся к противостоянию с обиженным еще в детстве
антагонистом, который умудрился запомниться самым нелепым злодейским костюмом во
всей киновселенной, а «Железный Кулак» выбил все стекла в офисной высотке одним
ударом кулака, чего все же было маловато для эффекта сильного финала.
Конечно, финалы разные важны,
финалы разные нужны, но сериалы от Netflix частенько грешат классной атмосферой в начале сезона и
спадом уровня характера повествования ближе к финалу. С «Защитниками»
происходит примерно то же. Финал воспринимается ровно, без резких спадов, но и
без критических подъемов. К тому же, попытка убедить зрителя в смерти
Сорвиголовы, в то время, как уже заявлен третий сезон о Мэтте Мердоке, выглядит
ну уж слишком клишированным трюком. Разве что, это был реверанс в сторону «гибели»
Супермена в «Бэтмен против Супермена»… В таком случае, слова Карен Пейдж о том,
что странно было бы привлекать внимание к гибели адвоката и Дьявола Адской
Кухни в один день, можно расценить даже как саркастичную отсылочку. Но это
только, если на то воля ваша и СПГС.
Однако, как уже было неоднократно
оговорено выше, закрадывается впечатление, что не ради грандиозного побоища
создавался этот кроссовер. «Defenders» - это сериал о
том, как слепой католик, который предпочитает восстанавливать справедливость в
костюме дьявола, детектив-алкоголичка с проблемами психики, пуленепробиваемый
парень с района и великовозрастное дитя со светящимся кулаком встретились,
познакомились и надавали люлей паре десятков плохих ребят.
И несмотря на то, что это кажется
странным, когда кульминацией в сериале является не очное противостояние героев
и злодеев, а встреча самих героев лицом к лицу друг с другом, это оказывается
рабочей схемой. Задумывалось ли так изначально, или подобная
трансформация произошла уже по факту существования сериала, не известно. Но
вероятно, что уровень зрительской любви к тому, что делают Марвел и Netflix в своих сериалах,
позволяет работать даже таким неоднозначным концепциям. Уж слишком любопытно
узнать, как же будут взаимодействовать эти герои вместе, и это оказывается
основным в восприятии «Защитников».
Люк Кейдж и Железный Кулак
закладывают основу и подают надежду на то, что однажды зритель получит «Героев
по найму», а на пару Мердока и Джонс смотреть и просто так чистое удовольствие
(эта парочка крадет все зрительское внимание). Сопровождающие герои второго
плана, быть может и появляются чаще всего для галочки, но тем не менее, самим фактом
своего присутствия придают объем миру главных героев, кое-где расставляя нужные
акценты, а Мисти Найт, к примеру, даже служит эдаким «заделом на будущее»,
поскольку вероятно получит бионическую руку и быть может однажды зритель узнает
про «Дочерей Дракона», раз уж сериальная судьба свела Мисти и Коллин Винг.
По ходу сезона главные герои
продолжают развиваться (так Мэтт признает, что Дьявол Адской Кухни – это его
жизнь, Джессика справляется с пережитым в недавнем времени, и заново открывает
свое агентство, в который раз починив дверь, Люк Кейдж определяется с тем, что
для него важнее всего защита простых людей и порядок в Гарлеме, и разве что
Дэнни Рэнд все такой же импульсивный ребенок…) и все это происходит в рамках
стильных визуальных решений, которыми с самого начала славилось сериальное
подразделение КВМ на Netflix.
Съемка и освещение создают классную атмосферу и погружают в уличный мир «Защитников»,
переплетая воедино все стилистические решения сольных сезонов каждого из
героев.
Подытоживая: несмотря на то, что
отсутствие яркого финала и отчетливой линии злодеев лишает сериал возможности
стать лучшим творением в сериальной линейке Марвел и Netflix, зритель, проникнувшийся
атмосферностью этих сериалов и поддавшись обаянию героев, полюбит этот
кроссовер, ведь он однозначно ведет нэтфликсовскую часть КВМ к новым
горизонтам, а это несомненно вызывает интерес, и играет на любопытстве всякого
фаната киновселенной Марвел.
Комментарии