Каноничный фанфикшн. Неадекватные впечатления от пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя».
Spoiler Alert: великанских размеров спойлеры!!!
Трудно описать, какое волнение вызвала в свое время новость
о том, что свет увидит продолжение истории о Гарри Поттере. Когда ты с 12 до 18
лет (лично мой случай) каждый год ждал выхода новой книги, когда перечитывал
перед выходом нового романа все предыдущие, когда прочитывал новую книгу за
несколько дней и моментально брался ее перечитывать, будучи одновременно в
диком восторге от продолжения волшебной истории и пребывая в тихой скорби, что
следующую книгу нужно ждать еще год, тогда ты фактически сродняешься с миром, о
котором читаешь, становишься его частью, ровно как и он становится частью тебя.
Детство тех, кого угодило родиться в конце восьмидесятых-начале девяностых, и
кому однажды в руки попала книга «Гарри Поттер и философский камень» изменилось
в одночасье.
Но в один прекрасный (одновременно прекрасный, но и ужасно
трагичный) день, много лет спустя, дочитав последнюю строчку последней книги о
Гарри Поттере, к тебе приходит осознание того, что ты не просто узнал окончание
истории, не только прочел слово «конец» и можешь поставить на полочку
последнюю, седьмую книгу, к которой уже не добавится ничего, но ты также стоишь
на пороге окончания целой эры. Бесконечно огромная часть тебя получила свое
логичное, красивое завершение. И тебе теперь с этим жить. Это замечательное
чувство, одновременно очень грустное, но прекрасное было пережито и уже давно
отправилось в эмоциональный багаж где-то за плечами. Но вот, спустя какое-то
время волшебный мир вселенной Гарри Поттера заиграл новыми красками с
появлением сайта pottermore.
Мы все наконец смогли совершенно официально распределиться по факультетам,
получить свои палочки, еще раз взглянуть на отдельные главы любимых книг. Затем
последовали рассказы и статьи от самой Джоан Роулинг, там же на pottermore, раскрывающие
новые детали сюжетов, повествующие детальнее о персонажах, в конце концов,
можно было быть свидетелем Чемпионата Мира по Квиддичу практически в режиме
живого времени два года назад!!! Это было действительно великолепной идеей,
подпитывать вселенную Гарри Поттера подобным образом. Далее последовало
известие о новой трилогии (трилогия – это уже фактически дело решенное) «Фантастические
Звери», которая будет расширять вселенную Гарри Поттера на киноэкранах, и это
лишь добавляло радости. История Поттера и его друзей, всех знакомых по книгам
персонажей завершилась, и как я уже писала завершила красиво, ее не хотелось
трогать, но в то же время хотелось по-прежнему иметь возможность продолжать
изучать волшебную вселенную, и вот – пожалуйста: читай материалы на pottermore, смотри новые
фильмы с новыми персонажами и изучай новые истории! Честное слово, это было
идеально.
Но завершим с высокопарными изъяснениями в вечной любви к
поттериане, и подойдем к пьесе, которая нарушила сложившуюся идиллию. И дальше
я поделюсь своими субъективными, беспочвенными и вообще просто сгенерированными
моим безумным разумом впечатлениями и эмоциями от прочтения данной пьесы.
Сюжет пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя» охранялся
строго. Его детали не уплывали в сеть, и просьба Джоан Роулинг не бросаться
спойлерами была выполнена. Люди, побывавшие на предпоказах, люди, побывавшие на
премьере, делились восхищенными отзывами. И вот, пьеса появилась в печатном
варианте. Ее можно прочесть. Я ее прочла и… сказать, что я осталась смущена
прочитанным – это не сказать ничего! Конечно, я отдавала себе отчет в том, что
читать пьесу это далеко не то же самое, что читать роман. А после семи романов,
детально прописывающих целый магический мир и каждого персонажа в частности,
читать текст, сухо разбитый на реплики и краткое описание локаций, безусловно
непривычно и это сказывается на восприятии истории. Пьесу нужно смотреть на
сцене, проникаясь волшебной атмосферой непосредственно самого театра, а тут в
случае с «Проклятым Дитя», к волшебству театра примешивается волшебный мир
поттерианы, а стало быть эффект чуда удваивается! Это понятно. И посему те, кто
побывал на спектакле могли проникнуться атмосферой, проникнуться
ностальгическими нотками по миру магии, и остаться довольными увиденным. Я даже
почти уверена, что будь у меня возможность оказаться в Лондоне и увидеть пьесу
своими глазами, то выходя из театра я была бы счастлива. Да, странность сюжета
не ускользнула бы из виду, но мне кажется, что восторг мог бы это перекрыть.
Однако я не видела пьесу на сцене, я ее прочла, и странность сюжета не просто
не смогла ускользнуть от меня, она оказалась практически единственным, что я
вообще увидела в этой истории…
Сюжет так называемой восьмой части о Гарри Поттере вертится
вокруг подрастающего поколения волшебников – детей героев нашего детства.
Альбус (сын Гарри) и Скорпиус (сын Драко) – главные действующие лица. Они оба
ученики Слизерина и они – лучшие друзья. И тот, и другой испытывают трудности в
общении с отцами, и тот и другой не находят Хогвартс чудесным. Им отчаянно не
хватает чего-то в жизни, и вероятно поэтому они решают пуститься в опасное
приключение – путешествие во времени с помощью маховика, чтобы спасти от смерти
Седрика Диггори… И вот тут хочется серьезно, совершенно серьезно спросить: что,
ради мэрлиновых кальсон, здесь происходит?!
Начнем с маховиков времени. Они все были уничтожены в пятой
книге. И сделано это было совершенно намеренно, дабы в дальнейшем пресечь все
малейшие возможности оказывать на прошлое влияние, ибо это очень опасно,
рискованно и может иметь крайне негативные последствия. Но в пьесе оказывается,
что маховики все же не прекратили свое существование. Более того, маховик можно
изготовить (и это не так уж и трудно). Более дешевые маховики будут отправлять
вас в прошлое всего на пару минут, а если у вас есть деньги, чтобы заказать
себе версию полноценную, тогда и вовсе путешествовать во времени можно сколько
угодно, не ограничивая себя. Такая концепция буквально подрывает весь смысл
третьей книги, где Гермиона была удостоена чести пользоваться маховиком,
предварительно усвоив множество тонкостей и нюансов относительно зыбкой материи
времени. В пьесе же пользоваться маховиком просто, как шоколадную лягушку
съесть.
Далее о самом времени. Опять же в «Узнике Азкабана» сюжет однозначно
говорит читателю, что время – циклично. Гарри видит самого себя на озере,
изначально принимая свой силуэт за собственного отца, но когда он оказывается
уже на другом берегу, вернувшись во времени на пару часов назад, он понимает,
что вовсе не отца видел, а непосредственно себя из будущего. И потому он с
легкостью применяет заклинание, вызывая телесного Патронуса, поскольку он (из
прошлого) уже видел, как он (из будущего) это делал. Цикличность времени – то,
что должно произойти, то и произойдет. Но в пьесе цикличность времени не
работает, здесь нам представляют другую концепцию путешествия во времени,
согласно которой каждое изменение прошлого влечет за собой создание новой,
альтернативной реальности. Альбус и Скорпиус меняют прошлое, когда на Турнире
Трех Волшебников (1994-1995гг) пытаются помешать Седрику Диггори дойти до финала
и победить в состязании, ухватившись за злосчастный кубок. И каждое их действие
возвращает их в альтернативное будущее (их настоящее), где то Рон женат на
Падме Патил, то вообще Волан-де-Морт убил Гарри при битве за Хогвартс и мир
погружен во мрак. Казалось бы, да и Берти Боттс с ними, пусть создаются
альтернативные миры, в конце концов, вероятно Гарри было суждено спасти
Сириуса, а вот Седрику Диггори предписано было погибнуть, потому у Гарри все
сработало гладко, а вот у сынишки его сплошные сбои в таймлайне пошли. Но все
дело в том, что в таком случае, дальше пьеса противоречит сама себе. Когда
Альбус и Скорпиус додумываются, что все их благие намерения ведут только в
розовую комнату Долорес Амбридж (альтернативное название ада), они решают
помешать всем тем делам, которые они уже натворили в прошлом. То есть они
вторично отправляются в прошлое, где уже есть они, прибывшие в прошлое в первый
раз, и мешают самим себе. После чего возвращаются в свое время, где все как
надо, где все так, как было до того, как они решили прошлое менять. Но разве их
появление в прошлом, где они помешали самим себе, не должно было сотворить еще
одну альтернативную реальность? Разве те Альбус и Скорпиус, которым помешали
сотворить задуманное не вернулись в еще один параллельный мир, где предприняли еще
какую-нибудь сумасбродную попытку спасти Диггори, при этом натворив еще больше
новых сумасшедших веток реальности? Это таймлайновая хаотичность в лучших
традициях киновселенной Людей Икс, где черт ногу сломит, пока поймет «Кто-чем-почему-где?»,
но во вселенной Гарри Поттера это явно лишнее! Иными словами, забудьте все, что
вы знали о маховиках времени и путешествиях с их помощью в прошлое. Пьеса
перечеркивает всё.
Теперь следующий вопрос: почему Диггори?
Седрик Диггори был упомянут в третьей книге, как ловец пуффендуйской
команды по квиддичу, затем мы чуть ближе узнали его в четвертой книге, где он
символически погиб. На кой Альбусу Поттеру его спасать? Потому что из-за его
отца погибло много хороших людей (как пьеса пытается объяснить логику младшего
Поттера)? А ничего, что из-за Волан-де-Морта тоже погибло много людей, и из-за
него даже в большей степени, чем из-за Гарри? И почему именно смерть Седрика
так тревожит Альбуса? Почему он не решил спасти своего дядю Фрэда Уизли? Почему
не придумал спасать Люпина и Тонкс родителей Тедди, который является крестником
его папы и практически член их семьи? Почему не Сириус Блэк? Или Северус Снегг,
в честь которого ему дали второе имя? Или сам Дамблдор? Серьезно, сколь бы
дурацкой не была идея спасти от смерти Дамблдора, который лично свою
собственную кончину распланировал, я бы такую идею, родившуюся в подростковом
разуме, понять могла. Но нет! Кому нужны все эти люди? Спасения достоин только
Диггори. И почему? Только потому, что
Альбусу известно – смерть Седрика сопровождалась словами «убей лишнего». То,
что смерти членов его семьи и друзей его семьи подобными фразами не
сопровождались, автоматически делает их смерти не достойными внимания.
И что самое интересное, все эти путешествия во времени в
итоге сводятся аж к… ничему. Седрик все равно мертв, только Альбус и Скорпиус,
а также их родители страху натерпелись. Одни пока лицезрели альтернативные
реальности, другие пока искали своих детишек. Пьеса заходит в тупик, поскольку
ее события разворачиваются ровно для того, чтобы свернуться. Из сложившейся
ситуации история пытается выйти путем введения в повествование нового персонажа,
по совместительству являющегося неожиданным злодеем. Итак, волшебники и
волшебницы, поприветствуйте дочь Волан-де-Морта!!! И это меня не Конфундусом
огрели, и сливочного пива я не перепила, это чистая правда – у Тома Реддла
младшего оказывается есть дочь. Дочь, которую родила… ну, конечно, Беллатриса
Лестрейндж. Вы уже чувствуете как жаренным фанфиком пахнет?
Ловите с пылу с жару, фанатские фантазии сомнительного
качества на театральной сцене Лондона!
В тот момент, когда я это прочла я просто прикрыла ладонью
лицо, ибо wtf?!
С каких пор Волан-де-Морт не асексуален? И когда Беллатриса
успела родить? Волан-де-Морт возрождается из котла на кладбище в четвертой
книге. Тогда Беллатриса еще в Азкабане. В пятой книге она только сбегает из
тюрьмы и участвует в потасовке в Отделе Тайн в Министерстве, но она не
беременна. Как в прочем, не беременна она и во время нападения на Дамблдора, и
во время событий в поместье Малфоев, а при Битве за Хогвартс она погибает. То
есть Белла должна была родить ребенка где-то в промежутках между этими событиями.
Пьеса намекает на то, что она родила в поместье Малфоев, но когда именно? И
неужели в книгах бы об этом ничего не было сказано, если бы оно так и было? Но,
как говориться, «если бы это было так, это бы ещё ничего. Если
бы, конечно, оно так и было. Но так как это не так, так оно и
не этак. Такова логика вещей». Иными словами, пьеса просто переписывает события
последних книг на свой лад, потому что… потому что мозгошмыги подгуляли. Из-за
этих сценарных мозгошмыгов страдает и весь образ Волан-де-Морта, ко всему
прочему. Как я уже сказала, персонаж Волан-де-Морта всегда казался мне
асексуальным. Он был озабочен собственным эго, властью, чистотой крови, он был
переполнен страхом и злостью, он был глубоко несчастен и сделал себя буквально
ущербным, как физически, как и духовно. Я уверена, что питая такую лютую
ненависть ко всему маггловскому, Волан-де-Морт частично ненавидел и самого себя
за то, что его отцом был маггл. И зная, что в нем есть грязная кровь, он не
стал бы отцом, чтобы из-за него ребенок имел маггловские корни. Да и вообще
Волан-де-Морту попросту чуждо было понятие любви, он недоумевал зачем Лили Поттер
погибла, защищая своего ребенка, как в таком случае он мог завести
собственного? Случайно получилось? Честно говоря, когда в книгах подчеркивался
факт утраты Волан-де-Мортом человечности, упор для пущего эффекта делался и на
его внешний облик. То тело, которое он получил после ритуала на кладбище и вовсе
не походило на человеческое. Волан-де-Морту, в прочем, это было не важно. Быть может
ему даже нравилось, что он больше не человек, в традиционном понятии. Но вот
именно этот факт заставляет еще больше сомневаться в возможности продолжения
его рода. Иными словами, факт существования дочери Волан-де-Морта маловероятен,
практически невозможен, на мой взгляд, как с физической точки зрения, так и с
ментальной. Так как же получилось, что она есть? Руководствуясь правилом «Если
отбросить всё совершенно невозможное, то именно то, что останется —
каким бы невероятным оно ни казалось — и есть истина!», так что ли?
Бессмысленность и алогичность путешествий Альбуса Поттера и
Скорпиуса Малфоя дабы не дать умереть Седрику Диггори завершается сражением
четы Поттеров, Грэйнджер-Уизли и отцом и сыном Малфоями с дочерью
Волан-де-Морта в прошлом, а именно 31 октября 1981-года, после чего Гарри смог
еще лично понаблюдать за тем, как уже сам великий и ужасный Волан-де-Морт
убивает его родителей, пытается убить его и теряет свои силы… На этом моменте
пьеса снова не против цикличности времени…
Сюжет просто пригорает от собственной странности, это
выглядит совершенно неуклюжим фанфиком. Но фанфиком, написанным театральными
деятелями, у которых была возможность свое творение поставить на сцене и
представить вниманию зрителей. И все бы ничего, если бы, скажем, эта пьеса была
альтернативной частью вселенной Гарри Поттера. Во вселенной Звездных Войн,
например, уживаются события, считающиеся каноном, и истории, которые вселенную
дополняют, но каноничными не признаны. Но «Проклятое Дитя» - это канон. Джоан
Роулинг признала это. Пьеса официально признана «восьмой частью Гарри Поттера»,
вот только нужна она ему была как зайцу пятая нога. То, что не Роулинг писала
сценарий пьесы заметно. Чужой почерк внезапно стал писать историю Гарри Поттера
и это выглядит инородно. Как вода и масло, семь романов и восьмая пьеса не
смешиваются друг с другом.
Помимо сюжета-фанфика, пьеса обладает еще странным свойством
менять характеры персонажей. Единственным, пожалуй, неизменно веселым, слегка
неуклюжим, но добрым и обаятельным остается Рон Уизли. Он до сих пор удачно
шутит и по сути отвечает за все лучшие шутки в пьесе. Рон Уизли спасал мое
чтение раз от раза, появляясь на страницах и заставляя меня улыбаться, поскольку
остальных персонажей либо очень мало, либо они совершенно не похожи на себя.
Гарри Поттер, тот самый Гарри Поттер – идеальный герой (я сейчас имею в виду
именно книжного Гарри), который всегда был смелым, сильным (в основном духом),
который умел дружить, радоваться мелочам, который боролся со своими страхами,
Гарри в котором гармонично умещалось нечто вздорное и сумасбродное, разом с
рассудительностью и добротой, Гарри с которым хотелось переживать все события,
которые с ним происходили… внезапно стал сорокалетним мужчиной с кризисом
среднего возраста, не иначе. В семнадцать он смог победить Темного Лорда, а в
сорок не может наладить отношения с сыном? И вроде бы со старшим у Гарри
проблем нет, как и с младшей дочерью, а вот средний не удался, наверное. Гарри
теперь бросается словами, может заявить в пылу страстей своему ребенку, что не
желает, чтобы тот был его сыном… Гарри Поттер уже не тот… Но это канон. Теперь
Гарри такой. А Гермиона теперь вся в работе, суета задавила и ее, да так
задавила, что она пропустила тот момент, когда ее дочь выросла высокомерной
заразой, которая считает, что раз она Грэйнджер-Уизли, а ее мама и папа –
друзья Гарри Поттера, то теперь она может выбирать себе друзей, поскольку все
будут выстраиваться в ряд, чтобы стать ее школьными приятелями, и при этом с
Альбусом Поттером она дружбу рвет в тот момент, когда он попадает в Слизерин.
Единственными более-менее вменяемыми тут выглядят (помимо веселящегося Рона)
Драко и Скорпиус Малфои. Первый наконец переосмысляет свою жизнь, вслух
озвучивая, как он был одинок в школьные годы, и скольких ошибок он мог бы
избежать, будь у него поддержка семьи или верные друзья. Второй же учится жить
с фамилией Малфой, при этом не культивируя злобу на окружающий мир, а стараясь
оставаться собой (довольно задротским, но забавным). Теперь быть Поттером
круто, а вот Малфоем – нет. Мир перевернулся и то, что Альбус Поттер и Скорпиус
Малфой стали лучшими друзьями, познакомившись в свою первую поездку в Хогвартс-Экспрессе,
делает пьесе все-таки плюс, в лице проглядывающей кармической связи, учитывая
что Гарри и Драко дружбу при первой встрече завязать не смогли…
В общем, быстро подводя итог:
Плюсы пьесы:
- Шуточки Рона Уизли.
- Осмысленный Драко Малфой (но по-прежнему заносчивый, что делает его логичным продолжением самого себя из книг).
- Дружба Альбуса и Скорпиуса.
- Несколько действительно драматических моментов, пробивающих на слезу, из альтернативной реальности, в которой Волан-де-Морт убил Гарри (связано с Роном и Гермионой и Северусом Снеггом).
Но плюсы не перекрывают того, что:
- Семейство Поттеров погрузло в проблемах «отцы/дети».
- Отношения Рона и Гермионы – сплошная рутина.
- Магии почти не осталось и на ее место пришла будничная проза о семейных отношениях.
- Путешествия во времени бессмысленны и противоречат книгам.
- Диггори внезапно стал центром вселенной (почему не Добби?).
- Волан-де-Морт внезапно обзавелся потомством, о котором никто не знал, потому что этого не предполагалось ровно до тех пор, пока кто-то не перепил огненного виски и не состряпал сценарий пьесы.
- Беллатриса успела родить, пока мы ковыряли в носу и читали «Придиру», перевернув журнал кверху ногами.
- Возможно все это написал Пивз.
- И все это канон! Даже если жизнь нас к этому не готовила…
И вот с одной стороны кажется, что читать пьесу было
интересно, ну хотя бы просто потому что можно было еще раз почитать о Гарри
Поттере, но с другой стороны, как оказалось, это просто официально признанный
фанфик (сомнительного качества, ибо есть фанатские рассказы даже по стилю и
слогу повествования очень близкие к оригиналу). Есть моменты в пьесе, которые
заставили улыбнуться или взгрустнуть (по-хорошему), но есть те, которые
заставили фейспалмить. Поэтому я, наверное, посвящу еще какое-то время
обдумыванию прочитанной пьесы, буду отчаянно стараться выбрать в ней больше
положительного, чтобы поднять ее в своих глазах, но единственное что я поняла
абсолютно сразу после прочтения – я хочу перечитать семь книг о Гарри Поттере
заново. Семь книг. И на них и остановиться.
Комментарии