Дэниэл Рэдклифф играет трупа, с помощью которого Пол Дано выживает в диких условиях. Это "Человек - швейцарский нож"
«Человек – швейцарский нож» / «Swiss Army Man» 2016 реж. Дэн
Кван, Дэниэл Шайнерт
“Труп
познается в беде”
Наконец добралась до просмотра одной из самых любопытных лент
этого года. Дэниэл Рэдклифф играет трупа, с помощью которого Пол Дано выживает
в диких условиях. Такое трудно упустить, хотя и нелегко вынести. Но если вам
это удастся, если после первых же минут вы не забьете себя фэйспалмами от
неловкости, то вам откроется дивный мир этой киноленты.
Вся чудаковатость фильма «Человек – швейцарский нож»
заключается в том, что его легко оценить по поверхности и пропустить все, что
на самом деле (хочется в это верить) в нем заложено. Итак, на первый взгляд это
история про поехавшего от одиночества парня по имени Хэнк, который неизвестно
сколько (в фильме об этом ни слова, судить можно только по длине бороды) пробыл
в одиночестве на необитаемом острове. И вот когда моральных сил уже не
осталось, Хэнк решается повеситься. Но именно в тот момент, когда он уже почти
готов ступить в объятия петли и переброситься в мир иной, он замечает тело,
выброшенное волной на берег. Телом оказывается некий (как мы позже узнаем)
Мэнни. На момент судьбоносной встречи героев, Мэнни уже мертв. И хотя по логике
вещей от пришествия Мэнни ничто не могло измениться, а Хэнк все так же должен
был повеситься, логика вещей тут не срабатывает и начинается основное действо
картины. И я повторюсь, что именно на первый взгляд лента выглядит сумасбродным,
эксцентричным, совершенно глупым и абсурдным действием. Хэнк, которого легко
принять за умалишенного, учитывая его одиночество и оторванность от
цивилизации, вдруг обнаруживает, что Мэнни – не просто труп. Он труп на все
случаи жизни! Эдакий швейцарский нож, только человек-швейцарский нож. Газы,
которые испускает Мэнни позволяют ему (трупу) передвигаться по воде, как
водному мотоциклу, ими же можно разводить огонь. Руками Мэнни можно рубить
деревья, если насыпать ему в рот камней, то Мэнни будет ими стрелять не хуже пулемета,
а пенис Мэнни вообще работает, как компас. Прибавьте к этому то, то в один
прекрасный момент Мэнни делает попытки заговорить, и тогда труп начинает
познавать жизнь уже через беседы с Хэнком. Беседуют они о пердеже, какашках и
мастурбации… Но… но на самом деле не только об этом. Вот здесь и кроется суть
картины, во всяком случае на мой взгляд: если не зацикливаться именно на том,
что нам кажется неудобным (ведь все мы принцессы/принцы/маленькие
пони/единорожки и не какаем), то оторвавшись от пребывания в постоянном
смущении от происходящего, можно разглядеть в ленте нечто большее, чем просто
неудобные темы, над которыми шутят, и которые выставляют напоказ, дабы зрителя
сконфузить.
Удивительно, но фильм в конечном счете может даже растрогать.
Если отказаться от концентрации внимания на пердежно-мастурбационных
составляющих разговоров главных героев, то можно услышать вещи куда менее
забавные или неприемлемые, но куда более важные. Ведь, когда начинаешь
задумываться и понимать, что в этом фильме труп ценить жизнь, причем уже будучи
трупом и ничего не помня о своей человеческой судьбе, приходится ловить себя на
ироничной мысли, что все мы, по сути, ходячие трупы, но поскольку мы еще не
умерли физически, то ценность жизни для нас скорее величина условная. Все мы
знаем, что жизнь прекрасна, ценна, неповторима и бла-бла-бла… Мы это знаем. Но понимаем ли? Чувствуем ли
это? И кто этим руководствуется? Ведь жить, как принято выражаться, «по-настоящему»
на самом деле вовсе не означает совершать нечто глобально-грандиозное
повседневно, настоящая жизнь может крыться и в мелочах, даже, по большей части,
она в них и кроется. А мы эти мелочи упускаем, забываем, отметаем, потому что
живем «как надо», «как принято», «как положено» и так далее… Когда картина о
постоянно пукающем трупе, внезапно ошарашивает такими казалось бы простыми, но
тонкими истинами, конечно создается некий когнитивный диссонанс. Но в этом и
вся суть картины. Она шокирует своей откровенной бредовостью и даже порой
вызывает дискомфорт, но в то же самое время она берет и преподносит обыденную
поездку в общественном транспорте (например, автобусе) как нечто вдохновляющее.
И таким образом соединяет несовместимое: абсурдная неудобоваримость
происходящего и занимательное, доброе представление о том, что в жизни есть
хорошего. Определенно, у фильма имеются философские нотки, заставляющие лишний
раз поразмыслить над алогичностью нашей жизни, которая кажется логичной. Если
сначала картина грозиться показаться трэшовой комедией с дурацким черным
юмором, то несколько позже она превращается в почти светлое, трогательное
повествование о человеческой жизни, о том, как важно и хорошо быть самим собой,
и буквально пронимает зрителя. Хотя, Мэнни все так же будет продолжать пускать
газы… от этого никуда не денешься.
Короче говоря, картина безумно своеобразная. Это яркий эксперимент,
который на мой больной вкус, удался. Если сможете осилить трейлер к этой
картине, то сможете осилить ее и целиком. Хотя полный просмотр ленты вовсе не
гарантирует, что она вам понравится, или хоть как-то вас зацепит…
p.s. актёрская игра выше всяких
похвал. Пол Дано исполняет свою роль вдохновенно. В прочем, во всех своих последних
работах, Дано смотрится невероятно убедительно и сильно. А роль трупа Мэнни –
это вообще лучшая роль Дэниэла Рэдклиффа. И я сейчас говорю совершенно
серьезно, вообще никак не намекая на его сомнительные достижения в кино,
которые начались со времен, наверное, еще третьей или четвертой картины о Гарри
Поттере. Если сказать не думая, то можно посчитать роль трупа шикарной ролью:
лежи себе, ничего не делай, даже реплики учить не надо. Но это касательно
обычных трупов. А Мэнни – не обычный. У него своя мимика, у него свои
разлагающиеся телодвижения, в конце концов у него голос мертвый! И все это Рэдклиффу
удалось. Так что если вы посмотрите этот фильм, то вам больше не захочется
называть Дэниэла Рэдклиффа Гарри Поттером. Просто не выйдет. Жизнь вас к такому
не готовила и прежней, после «Человека – швейцарского ножа», она уже не будет!
Смотреть если:
- Вы – истинный киноман-философ.
- Ваш синдром СПГС обострился и нужно принять дозу смысло-утоляющего.
- Вы любите проводить над собой кино-эксперименты.
Если не смотреть, то потому что:
- Вы слишком хорошо воспитаны, чтобы смотреть фильм о трупе, испускающем газы, который, к тому же водит неподобающие беседы.
- Вы будете держаться надеждой, что финал ленты логично объяснит происходящее. (он не объяснит).
- Вы сильно распереживаетесь, потому что ваша буйная фантазия и неспокойный разум тут же нарисуют фанатскую теорию о том, что где-то в параллельной вселенной Гарри Поттер погиб и его волшебный труп почему-то оказался выброшенным в мир магглов, где его и нашел Хэнк и стал использовать все магические трупные свойства Поттера… (эээээ, пойду чаю ромашкового заварю…)
Рейтинги на день написания поста:
Кинопоиск: 7.367 (7078)
IMDb: 7.90 (6221)
Да, да, это пост только про один фильм!
Комментарии