"Чужой: Завет". Беги. Куда?
Слоган фильма («Чужой: Завет») не зря лаконично заявляет «беги».
Только вот куда бежать? Прочь от фильма? С вопросами к сценаристам? В объятия
(воображаемые) к Майклу Фассбендеру? К психоаналитику? Или на кухню за чашкой
реабилитационного ромашкового чая?
Я, по правде сказать, не знала даже писать ли об этом фильме
вообще. Уж слишком он неоднозначен. Куда неоднозначнее «Прометея». Тот был
тягуч, но визуально красив. С рядом сценарных неурядиц, но с потрясающим
Дэвидом, чья сущность рвалась прочь из оков существования андроида. И по итогу
фильм сильно отличался от пугающего «Чужого», но к просмотру был пригоден,
местами даже неподдельно интересен. Своя *неуловимая* ценность в нем могла быть
найдена, если возникала охота ее отыскать.
И вот «Чужой: Завет» продолжает шествовать дорогой, заданной
сэром Ридли Скоттом в «Прометее». Вновь и с бОльшим упорством фильм исследует
духовные, философские, морально-этические темы, не забывая, при этом, и про
визуальную красоту картинки. Но беда заключается в том, что невозможно
исследовать глубокие темы в рамках повествования, персонажи которого начисто
этой глубины лишены (помимо вышеупомянутого андроида).
Увы, складывается такое впечатление, что сценарий каким-то
образом был запорот изначально, либо на стадии монтажа историю нещадно порубили
в лишенные логики клочья, либо что-то произошло с фильмом из-за (а такое ведь
возможно) студийных вмешательств, либо… либо… либо… Можно потратить уйму
времени в попытках объяснить себе, как у Ридли Скотта получилось то, что
получилось. Но суть от этого не меняется. Пусть сам сюжет не нов, но в общем,
ничего принципиально жуткого в этом нет. Подвохи же кроются в деталях. Диалоги и
героев не раскрывают, и сюжет не двигают. Мотивации и логика героев не поддаются
принятию. Персонажи совершают настолько глупые поступки, что проникнутся
симпатией к команде «Завета» просто невозможно. А сами они (персонажи) по
большей части являются не столько героями, сколько функциями. Герой Джеймса
Франко (с которым можно и, как показывает практика, нужно было познакомиться в
короткометражке-прологе) проносится над фильмом, как горящая комета. Вы не
успеете его заметить. Еще есть тот в шляпе, женщина не то биолог, не то медик,
те двое, которые умерли, пытаясь заняться сексом в душе, героиня Нуми Рапас,
которая показывалась на промо к фильму, но на деле так и осталась за кадром (в
бОльшей степени), еще парочка рандомно гибнущих персонажей в самом начале,
героиня Кэтрин Уотерстон, со стрижкой Эзры Миллера из «Фантастических существо
и где их найти», ну и Фассбендер, который один хорошо, а два – лучше.
Действительно, прописанными здесь являются только Фассбендеры (андроиды Дэвид и
Уолтер), на чьем противостоянии и основываются самые интригующие и криповые
моменты фильма.
Если позволите, то весь «Чужой: Завет» представляет собой
эдакий космический бенефис Майкла, где он умудряется играть одинаковых персонажей
с диаметрально противоположным мировоззрением: усовершенствованная копия, и
оригинал, который тянется к совершенству. К совершенству, такому, каким он сам
его видит. Вот серьезно, единожды увидев сцену с игрой на флейте и узрев
диалоги Майкла и Майкла Дэвида и Уолтера, вы либо захотите смотреть на это
вечно, либо зададитесь целью развидеть это навсегда. Безусловно, именно
персонажи Фассбендера – то, что делает фильм запоминающимся, будоражащим,
тревожным и атмосферно угнетающим. А вовсе не ксеноморфы, другие -морфы, и то,
что в космосе вас никто не услышит. Времена меняются и отныне Чужие не самое
жуткое во франшизе. *относитесь к этому, как вам угодно*
Картина, в целом, делает попытки вернуться к саспенсу и
атмосфере оригинального фильма, но в то же время упорно продолжает гнуть
неторопливую размышляющую линию «Прометея». При этом, персонажи тоже делятся на
два лагеря: андроиды, отвечающие за философскую составляющую с многочисленными
культурными отсылками для самопровозглашенных эстетов и интеллектуалов, и люди,
отвечающие за хоррор-часть и наличие добротной мясокровищи, ибо одной пищей
духовной сыт не будешь, особенно если ты ксеноморф.
Да и это смешение направлений (которые не сильно хотят
смешиваться) не было бы критичным, если бы (и мы снова возвращаемся к нашим
баранам) человеческие персонажи не были так откровенно глупы. Ведь
волей-неволей принимаешь сторону ксеноморфов, и начинаешь желать героям
скорейшего переселения в мир иной по средствам зрелищных расправ. Вот если, к
примеру, у вас были сомнения в компетентности команды «Прометея», то после
знакомства с ребятами с корабля «Завет», первые моментально вырастут в ваших
глазах. Господа с «Завета» вообще не похожи на ученых. Да и на людей,
подготовленных к дальним перелетам, к исследовательской миссии, к колонизации
новой планеты, наконец, они тоже не походят. Герои чуть что поддаются панике, охваченные
истерикой, они мечутся и бегают, кричат, постоянно повторяют фразу «я не знаю»,
которая только укрепляет в мысли, что корабль они каким-то чудом угнали и
вообще не имеют никакого отношения к науке. Они высаживаются на незнакомые планеты
без защиты и скафандров, у них нет протокола безопасности, и каждое их действие
заканчивается панической атакой, падением, или риском угробить тысячи ни о чем не
подозревающих колонистов, пребывающих в криосне, просто потому, что пришло
время бездумно погеройствовать…
Сюжетные твисты угадываются легко, мотивации героев смущают,
а тотальная глупость в какой-то момент начинает выводить из себя.
Но вместе с тем фильм полон культурных отсылок, цитат
классики и высокопарных философствований.
И все это вызывает даже некоторое подобие неуместного
сочувствия ленте. Поскольку создается стойкое ощущение, что картина могла бы
стать тяжеловесным драматическим произведением, полным глубинных смыслов, где
темы создания жизни сплетались бы с попытками человечества (в лице нескольких
людей) выжить в схватке с Чужими. В прочем, если вы везунчик, который смог
увидеть все это в «Чужой: Завет» в том виде, в котором фильм добрался до
кинотеатров, то вам можно позавидовать *добрая киношная зависть* Остальным же
черствым душою зрителям (вроде меня) остается только недоумевать, что же будет
с франшизой дальше. Куда ее понесет, что из этого выйдет, и когда Рипли нас
всех от этого спасет?
p.s. зато трейлеры и прочие
промо фильма можно похвалить за достойное нагнетание атмосферы и сохранение
интриги. Промо-материалы оказались куда интереснее.
Комментарии