Очередной Апокалипсис позади. Впереди новые-старые и новые мутанты. Сегодня поговорим о самой, пожалуй, запутанной Комикс-КиноВселенной – Вселенной Людей Икс!
Итак, на экраны вышел новый фильм
о мутантах «Люди Икс: Апокалипсис» (X-Men: Apocalypse 2016 реж. Брайан Сингер).
Помнится, было время, когда фильм про Апокалипсиса называли последним фильмом о
мутантах. Не то, чтобы нам обещали навсегда завершить кинематографические
похождения Людей Икс, однако поговаривали, что третий фильм новой (приквельной/перезапущенной)
франшизы может стать не только финалом трех фильмов о мутантах, выпущенных в десятых
годах, но и своеобразной финишной чертой для трилогии нулевых. А после этого
вероятным было некое затишье. О мутантах могли вспомнить, позже, что собственно
и обещали сделать. Но в принципе, действительно было время, когда «Люди Икс:
Апокалипсис» ожидался, как фильм, подводящий черту под целой эпохой, как фильм,
который бы стал последним в чреде лент, которые мы смотрели еще с 2000-го года.
И знаете, в некоторой степени «Люди Икс:
Апокалипсис» действительно стал картиной, которая подвела некую черту под всем
ранее сказанным. Однако разница заключается в том, что в данный момент мы можем
уверенно перешагнуть за эту черту, ибо дальше совершенно точно будет больше… «Апокалипсис»
- теперь не конец эпохи, это только
начало. Ведь, как говорит сам персонаж Апокалипсиса «на руинах их мира мы
возведем лучший мир…» ну или что-то в этом роде. Цитата может быть не точной, но
важнее, что точна суть. На основе такой странной, непостоянной, проблематичной
КиноВселенной Людей Икс, которую можно разбить в пух и прах, лишь начав задавать
совершенно простые логичные вопросы, сейчас воздвигается нечто поистине
эпичное, масштабное и грандиозное. Сейчас (благодаря ряду событий, одно из
которых было облачено в красный обтягивающий костюм) Людям Икс заново (в
который раз) дают зеленый свет, и их вселенная будет только развиваться. Так
что в ближайшие годы стоит подготовить себя к очередному пришествию мутантов на
большие экраны: старых мутантов, новых мутантов, старых-новых и новых-старых
мутантов… В общем всех, на кого у студии хватит фантазии… ну и денег:)
Но ближе к сути.
Мне в целом фильм очень понравился.
Да, в нем традиционно не обошлось без некоторых нестыковок и загвоздок, которые
вызывали вопросы. Но мне кажется, что это уже пора официально признать фишкой
фильмов о мутантах. Ведь когда мы позволяем себе докапываться до несуразностей
в фильмах Marvel и DC, то все равно делаем им
скидку, поскольку понятное дело, что фильмы по комиксам – это одна из самых
благодатных почв для всяческих ляпов и сюжетных дыр. Но вот когда мы говорим о
Людях Икс, то давайте будем честны, от несуразностей в сценарном плане в данных
фильмах всем здравомыслящим зрителям уже давно должно бы было взорвать мозг. Удивительно,
но не взорвало же. Мы держимся, бинтуем голову истинным даром богов - скотчем,
затыкаем уши наушниками, чтобы вскипевший мозг не вышел через ушные отверстия
паром, но искренне любим фильмы о мутантах. Трилогию 2000-ых годов так и вовсе
уже окрестили классикой. А между тем, что старая трилогия, что новая, что
*господи боже* сольные фильмы о Росомахе не только имеют целый ряд собственных
нестыковок, они попросту противоречат друг другу, как по отдельности, так и
вместе взятые они буквально разрушают все и без того хлипкие устои мироздания,
и творят что им заблагорассудится. И даже несмотря на то, что предыдущий фильм «Дни
Минувшего Будущего» якобы стер с лица земли все события, рассказанные ранее,
честно говоря глядя на «Люди Икс: Апокалипсис» приходится признавать, что частично
Хэнк МакКой был прав, когда сказал: «Есть теория, что время неизменно. Оно как
река - можешь бросить в неё камешек, вызвать рябь, но поток всегда выровняется.
Что ни делай, река будет течь в том же направлении.» Вот так и фильмы о Людях
Икс, что с ними не делай, сколько раз не перезапускай, или продолжай, или продолжай
перезапуская, они все равно соберут свои странности и нелепостей меньше
становится не будет. Но мы все равно любим эти фильмы и пересматриваем их снова
и снова. Может быть, чтобы поддерживать себя в форме и не давать логике
расслабляться, раскладывая все по полочкам, а может быть просто потому, что
фильмы о Людях Икс обладают сильным и неподдельным обаянием, устоять перед
которым невозможно. Так или иначе, но сам факт, что фильмы с таким количеством сюжетных
нестыковок, сценарных промахов, и паталогически и перманентно сбитым таймлайном
полюбились зрителю, пора официально признать кинематографическим феноменом, а
сами эти нестыковки, промахи и косые таймлайны признать достоянием франшизы и
ее неотъемлемой, традиционной частью.
И вот «Люди Икс: Апокалипсис»,
следуя нерушимой традиции, точно так же, как и все его фильмы-предшественники
имеет ряд спорных моментов, однако, как и все его фильмы-предшественники, хуже
от этого он не становится. События нового фильма происходят через десять лет
после событий «Дней Минувшего Будущего», по некоторым причинам именно в это
время после долгого сна приходит в себя один из древнейших мутантов на планете.
Имя у него очень замысловатое потому станем звать его Апокалипсисом, как
предлагает название фильма. Идеи у Апокалипсиса довольно прозаичны – он хочет
изменить мир. Он заснул в одном мире, а после тысячелетий сна, очнулся в
совершенно ином. И увиденное его не сильно радует. Политика, войны, оружие…
Апокалипсис видит в людях сплошное зло, а своих собратьев мутантов он находит в
малоприятном положении. Хотя после событий 73-го года мутанты более не
считаются опасными и на официальном уровне угрозой они более не числятся, на
деле же им живется все так же не сладко. Апокалипсис находит тех их них, кому
досталось от людей больше прочих, и убеждает их присоединится к нему, дабы
поставить все на свои места: выживет только сильнейший, и раз уж мутанты, по
определению, сильнее людей, то таков закон природы, или мироздания, или просто
Апокалипсису так хочется… Естественно, последователей он находит. Четыре
всадника Апокалипсиса присоединяются к нему и мир начинает сотрясаться от их
шествия. Однако, как известно любое действие рождает противодействие, и против
Апокалипсиса с его всадниками по велению благородных порывов выступает Чарльз
Ксавьер со своими учениками. И начинается эпичная битва, которая в конечном
счете выглядит не столько битвой за прежний мир и сохранность людей, сколько
битвой света и тьмы в каждом отдельном участнике этого сражения, и итог всей
масштабной борьбы зависит именно от исхода борьбы внутренней, которая
происходит у каждого из персонажей по-своему.
Вообще приходится отмечать, что
нынешний год отличается особым драматизмом и неспешностью повествования в
кинокомиксах. Что Люди Икс, что противостояние ЖЧ и Кэпа, что Бэтмен с Суперменом,
что история Дэдпула – все эти фильмы сплошь драма на драме. Да, пусть у Дэдпула
эта драма изрядно перемешана со всяческими непотребствами и юмором очень
разного качества, однако если закрыть глаза на весь трэш и ту часть фильма, где
Уэйд уже влез в обтягивающее латексное одеяние, то остается чистая драма. История
Уэйда Уилсона очень печальна и трагична, и очень серьезно пробирает… Правда в
самых тонких моментах она тут же переносится в безбашенное будущее Уэйда-Дэдпула,
тем самым изрядно качая зрителя на эмоциональных американских горках… Но в этом
собственно и суть фильма. Ну и, конечно, неспешностью фильм о Дэдпуле не
отличается. А вот все остальные фильмы вполне себе едины в манере повествования.
«БпС», драмой которых я проникнуться не смогла, хотя ее наличие и признаю,
раскачивались добрую часть фильма, «Противостояние» Железного Человека и Кэпа
так же шаг за шагом развивали первую часть фильма не спеша, правда (на мой
вкус) у них это получилось содержательнее и очень сильно в эмоциональном плане
под финал, и вот теперь «Люди Икс: Апокалипсис» поступают таким же образом.
Фильм без спеха представляет каждого из старых и новых персонажей, переключаясь
между ними, поочередно демонстрируя эпизоды из их жизни, дабы зритель смог
понять с чем каждый из них подошел к событиям «Апокалипсиса», и не чурается
действительно серьезных драм, наличие которых буквально отяжеляет фильм, хоть и
в хорошем смысле. Достается, как всегда, больше всех Эрику Леншерру, который
отчаянно пытался быть именно Эриком Леншерром, а не Магнето… Но не судьба… Так
что любителям безудержных экшен картин, в этом году с комикс-фильмами не сильно
подфартило, поскольку экшен во всех ныне вышедших картинах присутствует в
умеренных количествах. Да и тем, кто по большей части под комикс-фильмы
рассчитывает полноценно расслабляться, похрумывая попкорн, тоже не сильно
везет, поскольку в году нынешнем кинокомиксы решили разом стать глубже и
эмоциональнее. Да, они все еще шутят, но не для того, чтобы развеселить, а для
того, чтобы разрядить атмосферу. «Апокалипсис» работает именно в таком ключе.
Все забавные и смешные моменты срабатывают на ура, но делают они это частично
благодаря тому, что ловко чередуются с моментами серьезными, ну и частично,
разумеется, потому что они сами по себе смешны и забавны. А вот всем тем, кому
нынешняя тенденция развития комиксовых КиноВселенных приходится по душе, новый
фильм про мутантов покажется любопытным зрелищем и оставит по себе хорошее
впечатление.
Как я уже сказала, сюжет фильма «Люди
Икс: Апокалипсис» заключается в противостоянии Апокалипсиса и его четырех
последователей с Профессором Икс и его учениками, и в общем, выглядит довольно
просто. Вернее, его общая канва. Поскольку самое главное скрыто в мотивациях и
эмоциях персонажей. С этим, более-менее, у «Апокалипсиса» все в порядке.
Основной успех фильма, конечно, все так же держится на плечах Магнето и
Профессора Икс, иными словами на игре Майкла Фассбендера и Джеймса МакЭвойя.
Собственно, оно и не мудрено: во-первых, и Фассбендер и МакЭвой шикарные
актеры, а во-вторых, так или иначе, но новая трилогия о Людях Икс фокусировалась
именно на их персонажах. Здесь еще не шла речь о команде Людей Икс, как в
трилогии нулевых годов, здесь пока основными действующими лицами были именно
Магнето и Чарльз. Именно на их разногласиях, на разнице между ними, на их принятии
друг друга, такими, какие они есть, и основывалась новая трилогия. Так что само
собой разумеется, что финальный фильм этой трилогии, так же фокусировался на
Профессоре Икс и Магнето больше всего. С остальными персонажами, в принципе,
тоже порядок. Новые Джин Грей, Циклоп и Найткроулер очень хороши. Вот честно,
можно все опасения смело отметать прочь. Тай Шеридан хорошо смотрится в роли
молодого Скотта Саммерса. Для него «Люди Икс: Апокалипсис» фактически является
своеобразным ориджиновым фильмом, что по-своему приятно. Я лично надеюсь, что
новый Циклоп станет интересным и сильным персонажем в кино, поскольку его
версия в трилогии 2000-ых мягко говоря была слабовата (а если честно, то всем
только легче вздохнулось, когда от него остались одни очки). Найткроулер в
исполнении Коди Смита-МакФи вызывает симпатию, он смотрится занятно, и что
немаловажно, остается самим собой (то есть синим, с хвостом, когтями и зубами и
т.д.) как ему и полагается все время. Никаких тут «халковых» версий, как со
Зверем, или Мистик, которая фанатеет от Дженнифер Лоуренс и предпочитает
расхаживать в ее образе. Джин Грей – это вообще отдельная песня, поскольку Софи
Тёрнер просто прекрасна. Я, как наверное и очень многие, опасалась за образ
Джин больше всех. Все-таки персонаж уж больно силен, да и образ у Фамке Янссен
в классической трилогии получился впечатляющим, но Тёрнер отлично справляется с
ролью! В момент, когда Джин Грей освобождает всю свою силу и «разгорается
Фениксом» хочется встать и зааплодировать!! Это момент, созданный, чтобы
мурашки по коже пробежались, и они не просто пробегают, они торжественно
маршируют! А компанию по краже восхищенных отзывов новой Джин Грей справедливо
составляет Ртуть. Питер (в исполнении Эвана Питерса) – чистое украшение фильма.
Очередная сцена с ним идет в копилку лучших эпизодов в современном кино.
Очередной хит очередного десятилетия, под который Питер в очередной раз носится
так, что время замирает. Роль Ртути в КиноВселенной Людей Икс становится
больше, и можно с уверенностью заявить, что в дальнейшем мы будем еще чаще
наблюдать подобные сольные выступления Питера, поскольку они потрясающие… уровень
крутости в такие моменты просто зашкаливает. Вот собственно в этом и заключается
одна из хитростей фильмов о Людях Икс: у них в кармане всегда имеется козырь в
виде вот таких эпичных, невероятных моментов исключительной годноты, которая
вызывает неподдельный зрительский восторг. Эти фильмы буквально врезаются в
память эпичнейшими эпизодами, на фоне которых можно спустить остальные
недочеты. Среди этих самых недочетов в «Апокалипсисе» наиболее четко
просматривается откровенная недораскрытость части новых персонажей. Конечно,
это допустимо. И персонажей в фильме очень много, да и не все из них так уж
сильно важны именно в этой данной истории. Однако еще во время съемок фильма
очень много информации и материалов были сконцентрированы на представлении
Джубили, которая в фильме фактически является персонажем массовки. Ее способности
так и не показали. Новая Шторм (Александра Шипп) ничем особым, кроме комиксового
ирокеза, не отличается, а персонаж Ангела в очередной раз, такое впечатление,
что введен в сюжет исключительно ради красоты. Псайлок же как была в начале
фильма, так и остается в его конце, темной лошадкой. Оливия Манн смотрится
шикарно, и наблюдать за Псайлок хочется просто потому, что она очень круто
выглядит, но «кто-чем-почему-где?» так и не ясно. В прочем, это можно
рассматривать и как задел на будущее. Псайлок за кадром точно не окажется. Отдельной
строкой о Мистик: по завершению новой трилогии, можно уже совершенно смело и
окончательно точно говорить о том, что Мистик из трилогии 2000-ых годов была
настоящей Мистик. И не только потому, что она все три фильма дефилировала в
своем истинном синем облике, но еще и потому, что та Мистик была действительно
сильным персонажем. Она была опасной, умной, уверенной, настоящим кошмаром для
врагов и верным союзником для друзей. О Мистик в новой трилогии такого не
скажешь. Она металась все три фильма из крайности в крайность, в ней не было и
толики той силы и впечатляющих качеств, которые ощущались в ее версии из
оригинальной трилогии. Новая Мистик не выглядела тем лидером мутантов, которым
ее представляли последние два фильма, и никакими качествами, дабы слыть среди
молодых мутантов настоящим героем и примером для подражания, в нынешней Рейвен
нет (ну кроме тех, которые зрителю нужно дофантазировать самолично, чтобы
объяснить всеобщее увлечение подрастающих мутантов персоной Мистик). Что касается
самого зачинщика торжества – Апокалипсиса, то нельзя сказать, что он внушал
истинный трепет и страх, однако и локальным злодеем «на один раз» не смотрелся.
Все-таки Оскару Айзеку удавалось играть, даже несмотря на фантастический грим,
в котором в принципе трудно даже движение губ разглядеть. Но порой одними
глазами Айзек передавал нечто такое, из-за чего Апокалипсис казался и впрямь
очень древним и могущественным существом, и пусть он не внушал изрядного
страха, но хотя бы было понятно, почему за ним следуют и почему его слушают. В
Апокалипсисе было нечто мистическое и гипнотическое и, пожалуй, со своей
функцией в истории он справился (и пусть порой его хотелось сравнить с
Альтроном, все-таки харизмы у Апокалипсиса побольше будет). А вот долгожданное
камео Росомахи… если честно, то о нем в пору отдельный пост писать. Для начала,
появление Росомахи в «Люди Икс: Апокалипсис» - это его очередной ориджин.
Сколько уже ориджинов Росомахи мы пережили? Вроде бы как один, но кажется, что
нам уже как минимум два раза рассказывали его происхождение, и вот нынче в
третий раз новый пересказ. С появлением Росомахи опять связаны самые спорные
сюжетные моменты, и я надеюсь, что в третьем сольном фильме о Росомахе хоть
часть этих моментов зрителю прояснят. Ну хотя бы хотелось понять, как он снова
стал адамантиевым, от чего заново потерял память, и как попал в руки настоящему
Страйкеру (ведь в финале «Дней Минувшего Будущего» Логана из реки выловил
Страйкер, которым была Мистик). И самое главное, что камео Росомахи здесь в
этом фильме с лояльным рейтингом PG-13 выглядело скорее тизером к сольнику Логана, которому уже
официально присвоили рейтинг R.
Серьезно, я не против мясокровищи и брутального Росомахи со звериным оскалом,
который крошит всех на капусту. Но в данном фильме отрывок с Росомахой
смотрелся инородным телом. Да это было круто, как он всех без устали и без
разборки разодрал на части, как крупным планом показали раны на его руках на
местах выхода когтей (наконец все с кровью, как положено), но это же все еще
фильм с рейтингом PG-13…
Либо мне уже страшно представить сколько кровищи будет у Роси в сольном фильме,
если ее немало было уже сейчас с PG-13 в возрастной маркировке, либо это и в самом деле просто
своеобразный способ лишний раз пропиарить третий сольник Логана. Думайте, как
хотите, что называется…
Еще хочется сказать о том, что
КиноВселенная Людей Икс, судя по всему, не собирается идти по пути адаптации
комикс-персонажей к приземленной реальности. И речь не только о каноничных
костюмах Псайлок или ирокезе Шторм, речь даже не о яркой стилистике картинки в
целом, речь о более глобальных вещах – о силах мутантов. В то время как
КиноВселенная Марвел, например, серьезно заземлила силы всех своих супергероев,
дабы они стали менее мощными и выглядели более уязвимыми, чтобы можно было поверить
в то, что они могут быть повержены, КиноВселенная Иксов, кажется, идет от
обратного. Здесь Ртуть гоняет так, что его в пору возводить на пьедестал среди
спидстеров, тут Джин Грей может надавать люлей Апокалипсису в одиночку, тут
Циклоп разносит полшколы секундным взглядом, Псайлок скачет так, что законы
физики впадают в кому, силы Магнето и Профессора Икс увеличились запредельно.
И, знаете, это круто! Это тот размах способностей героев, который свойственен
комиксам, и который так страшно переносить на киноэкраны, поскольку в комиксах
размах и масштаб происшествий зачастую такой, что воссоздать его в кино
невозможно, но Людям Икс, похоже, на это плевать. Они разворачивают такой эпик
за счет своих сил, что в какой-то момент действительно кажется, что комиксы
оживают прямо сейчас, прямо перед тобой на экране. И это круто! Да, можно долго
думать о том, что с такими грандиозными способностями трудно управляться на
экране, и что сложно создавать сюжеты о героях, обладающих такой силой… Но с
другой стороны, можно и не думать. Не думать, а просто делать, как это делается
сейчас во Вселенной Людей Икс в кино. И это потрясающе. Не только потому, что
это офигенно круто выглядит, но и потому что это дарит зрителям совершенно
неповторимую атмосферу. Сейчас у любителей комиксов есть три КиноВселенных и
все они разные по своему характеру, и ценно именно это. Разноплановость
КиноВселенных, о чем еще можно мечтать? Много о чем, конечно, но то как
развиваются киношные комикс-вселенные сейчас внушает веру в их долгое и светлое
будущее. Разные вселенные, разные герои, разные истории, разные атмосферы и
характеры, разные по своей структуре фильмы – это ли не счастье всех гиков и
задротиков на нашей планете? Оно самое. Это оно самое.
Конечно, Люди Икс продолжают
запутывать зрителя. В «Люди Икс: Апокалипсис» столько разных отсылочек к
комиксам и к прошлым фильмам (как новой, так и оригинальной трилогий), что они
буквально перемешиваются в зрительской голове, производя настоящий винегрет из пасхалочек,
которые трудно структурировать и быстро переварить. Вроде бы как все прошлые
события из всех прошлых фильмов (кроме «Первый Класс» и «Дни Минувшего Будущего»)
стерты из истории. Но в то же время, частично «Апокалипсис» отсылается и к ним.
То есть либо это отсылочки ради отсылочек, и Брайан Сингер развлекается тем,
что в своих фильмах упоминает свои же фильмы, либо новый виток развития
событий, все равно следует по заданной спирали и вскоре мы снова окажемся на
месте с которого началась история Людей Икс в 2000-ом году, и тогда события пойдут
по кругу, но уже с другими лицами и иными деталями… И вот тут главное
расслабиться и увидеть в этом не критический бред франшизы, а напротив, ее
особенность. Потому я возвращаюсь к рассуждениям об особенности фильмов о Людях
Икс – они бредовые. В них есть смысл, в них есть интересные мысли, в них есть
благородный посыл и в них есть глубина, но они бредовые. Они – скопище редкостной
несуразицы, но в этом их прелесть. Они, подобно Мистик, постоянно меняются и не
пойми, как выглядят на самом деле, но это их сила. «Я мутант и горжусь этим» -
суть всей долгоиграющей франшизы и целой КиноВселенной Людей Икс. Что бы в
фильмах не происходило, и что бы не происходило с фильмами, они все равно
мутируют и выйдут на новый уровень.
«Люди Икс: Апокалипсис»
мутировали и вывели франшизу на новый уровень КиноВселенной. Мне трудно
сказать, какой фильм из новой трилогии мне понравился больше (в оригинальной,
например, я люблю больше всего вторую часть). Похоже, что новая трилогия для
меня получилась целостной и практически неделимой (хотя хронологически и
делится десятилетиями). Фильм «Люди Икс: Апокалипсис» получился торжественным
завершением новой трилогии и столь же торжественным открытием возможностей к
дальнейшему развитию событий. Фактически сейчас их образовалось превеликое
множество и пока очень трудно предположить, что именно нам предстоит увидеть следующим
(ну помимо очевидного очередного хоровода чимичанг и единорожков под болтливым
предводительством Дэдпула).
Фильм обязательно смотреть всем
любит Людей Икс и доволен развитием их КиноВселенной. Для рядового ознакомления
с мутантами «Люди Икс: Апокалипсис» едва ли подойдет, поскольку его трудно до
конца понимать даже с внушительным багажом многоразовых просмотров всех
предыдущих лент за своими гордыми гик-плечами.
Однозначно, фильм хочется
пересмотреть еще раз (и не раз), и хочется заново засесть за многочасовой
марафон перепросмотра всех фильмов о Людях Икс. А для меня это один из
важнейших показателей того, что картина удалась.
Так что ждем новостей от студии Fox, новых анонсов, новых
персонажей в новых фильмах, а пока любуемся картиной «Люди Икс: Апокалипсис»,
делаем ей кассу, и закачиваем себе в телефоны трек Eurythmics «Sweet Dreams» :)
Комментарии